Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкина Г.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ ФКП Росреестра") на определение судьи Воронежского областного суда от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2021 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТехноПласт" (далее - ООО "ТехноПласт") об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости
установил:
решением Воронежского областного суда от 28 апреля 2021 года удовлетворено административное исковое заявление ООО "ТехноПласт".
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равная рыночной стоимости по состоянию на 25 марта 2015 года в размере 6 082 776 рублей на основании заключения судебной экспертизы от 15 марта 2021 года N 1268/6-4.
Определением Воронежского областного суда от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Воронежского областного суда от 14 июля 2021 года, с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации взысканы судебные расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 44 816 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 6 декабря 2021 года через Воронежский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 16 декабря 2021 года, ФГБУ "ФКП Росреестра" просит об отмене состоявшихся судебных актов, поскольку на учреждение необоснованно возложена обязанность по компенсации судебных расходов. Указывает, что Учреждение не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, а относится к техническому органу, осуществляющему функции по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые кадастровым органом при определении кадастровой стоимости, утверждаются постановлением правительства Воронежской области.
В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения не находит.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела не были допущены такого рода нарушения действующего законодательства.
Из материалов административного дела следует, что ООО "ТехноПласт" на основании договора аренды земельного участка от 10 декабря 2020 года N N является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 103 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - производственная деятельность, для размещения промышленных объектов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 марта 2015 года определена в размере 12 184 586 рублей 19 копеек.
Административным истцом представлен отчет об оценке кадастровой стоимости земельного участка от 24 декабря 2019 года N, выполненного оценщиком ООО "Воронежский центр судебной экспертизы".
На предмет проверки соответствия представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости земельного участка требованиям федеральных стандартов оценки и определения величины рыночной стоимости спорного земельного участка в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом первой инстанции определением от 8 февраля 2021 года была назначена судебная экспертиза. Производство экспертизы поручено эксперту ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации"; расходы на производство судебной экспертизы составили 44 816 рублей.
Результаты заключения экспертизы ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2021 года N положены судом в основу принятого решения, однако не оплачены.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции установил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N снижена с 12 184 586 рублей 19 копеек до 6 082 776 рублей, то есть в 2 раза, что нельзя признать допустимым диапазоном расхождения между кадастровой стоимостью земельного участка и определённой судом его рыночной стоимостью, свидетельствует о наличии явных ошибок формирования методики определения кадастровой стоимости или ее применения к конкретному объекту недвижимости. Расходы за проведение судебной оценочной экспертизы возложены на орган, утвердивший результаты кадастровой оценки, поскольку допущенное при установлении кадастровой стоимости расхождение с рыночной стоимостью является существенным и не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, приводит к нарушению прав административного истца.
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается по правилам главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости, изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра".
Применительно к таким объектам недвижимости именно Учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого при наличии на то оснований может быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.
Учитывая изложенное, суды правильно при взыскании судебных расходов исходили из того, что органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в данном случае является не правительство Воронежской области, а ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области.
Утверждение правительством субъекта постановлением средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка не опровергает того, что ФГБУ "ФКП Росреестра", применив соответствующие удельные показатели, фактически является органом, утвердившим кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости.
Доводы кассационной жалобы отмены оспариваемых судебных актов не влекут, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены.
Оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение судьи Воронежского областного суда от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.