Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенков О.В., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия на определение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Миняевой Ларисы Маратовны к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Миняева Л.М. обратилась в суд с административным иском об оспаривании постановления администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N от 13 августа 2021 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N".
Миняевой Л.М. 20 октября 2021 года в районный суд подано заявление о применении мер предварительной защиты до момента рассмотрения административного искового заявления и вступления в законную силу решения суда в виде запрета администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия совершать действия, направленные на распоряжение (в том числе утверждение иной схемы расположения, обращение за постановкой на кадастровый учет, передача в собственность) земельным участком; а филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия (далее филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Мордовия) осуществлять кадастровый учет земельного участка, в границы которого входит спорный земельный участок, в границы которого входит спорный земельный участок, с заявлением об утверждении схемы расположения которого обратилась Миняева Л.М. (на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка площадью 60 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку с кадастровым номером N), находящегося в соответствующих координатах характерных точек.
Определением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 года требование о применении мер предварительной защиты удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 16 декабря 2021 года через суд первой инстанции и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 декабря 2021 года, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Мордовия просит отменить названные судебные акты и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы указывает, что полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и ведению Единого государственного реестра недвижимости, в настоящее время (с 1 января 2017 года) отнесены к компетенции Управления Росреестра по Республике Мордовия. При этом, обращает внимание на то, что перечень полномочий ФГБУ "ФКП Росреестра", изложенных в Приказе Росреестра от 30 июля 2021 года N П/0327, является исчерпывающим и наделяет его полномочиями по ведению Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) лишь в части загрузки (ввода) в федеральную государственную информационную систему ведения ЕГРН основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости, содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в частности, если: 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Основная цель мер предварительной защиты по административному иску - минимизация негативных правовых последствий оспариваемого нормативного акта, действия или решения публичного органа власти. В некоторых случаях меры предварительной защиты служат также в целях исключения обстоятельств, которые могут воспрепятствовать исполнению решения суда полностью или в части. В любом случае по общему правилу меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.
В части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля. 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 июля 2021 года N П/0327 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Приказ N П/0327) отдельных полномочий органа регистрации прав и оказании отдельных государственных услуг" на ФГБУ "ФКП Росреестра" возложено полномочие по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части осуществления государственного кадастрового учета.
В подпункте 1 пункта 1 Приказа N П/0327 также установлено, что загрузка (ввод) сведений сопровождается проведением анализа на соответствие указанных сведений актуальным записям ЕГРН, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости, в целях представления результатов такого анализа в Росреестр или его территориальные органы, а также формированием и направлением посредством сервисов ФГИС ЕГРН межведомственных запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился судья суда апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для применения мер предварительной защиты, заявленных административным истцом.
Вывод о наличии оснований для применения меры предварительной защиты в виде запрета администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия совершать действия, направленные на распоряжение (в том числе утверждение иной схемы расположения, обращение за постановкой на кадастровый учет, передача в собственность) спорным земельным участком, является верным, основанным на нормах действующего законодательства, сделанным исходя из содержания административного иска, предмета спора.
При этом, как правильно отмечено судьей суда апелляционной инстанции, полномочие по осуществлению кадастрового учета не было включено в перечень, утвержденный приказом Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515, то есть на дату вынесения обжалуемого определения суда первой инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" не являлся органом правомочным исполнять запрет по осуществлению кадастрового учета в отношении спорного земельного участка.
Однако поскольку на момент вынесения апелляционного определения полномочие по осуществлению кадастрового учёта, в том числе, земельных участков возложено на ФГБУ "ФКП Росреестра", определение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Кроме того, приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 168 названного Административного регламента государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьями 25, 35, 36.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; 3) формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; 4) правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки); 5) внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; 6) выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги; 7) исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Доводы заявителя об осуществлении ФГБУ "ФКП Росреестра" лишь (ввода) в федеральную государственную информационную систему ведения ЕГРН основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости, содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета не могут повлечь отмену судебных актов.
Действительно, решение о возврате документов без рассмотрения, а также правовая экспертиза документов, по результатам которого принимается решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав или об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, осуществляется государственным регистратором.
Вместе с тем, установленный судом запрет осуществлять кадастровый учет земельного участка по своей сути фактически предполагает внесение в ЕГРН сведений о наличии такого запрета, который в последующем повлияет на решение государственного регистратора.
Доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции признает постановленный судебный акт принятым в соответствии с нормами процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья О.В. Кривенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.