Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2022 года гражданское дело по иску Решетниковой Виктории Николаевны к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии по Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания, признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании единовременного пособия, денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Воронежской области
на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 8 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-1025/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 сентября 2021 года по гражданскому делу N 33-5873/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Воронежской области Мотичка А.И, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Решетникова В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии по Воронежской области (далее по тексту - Управление Росгвардии по Воронежской области) об отмене дисциплинарного взыскания, признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании единовременного пособия, денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от
6 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 7 июля 2020 года, в удовлетворении исковых требований Решетниковой В.Н. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2020 года решение районного суда и апелляционное определение отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от8 июня 2021 годазаявленные Решетниковой В.Н. требования удовлетворены частично: отменено дисциплинарное взыскание, наложенное Управлением Росгвардии по Воронежской области по приказу от4 июля 2019 года N 79 л/с в виде увольнения со службы в связи с утратой доверия; признано увольнение в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов незаконным; изменена формулировка основания увольнения - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии; возложена обязанность на Управление Росгвардии по Воронежской области вынести соответствующий приказ и внести запись об этом в трудовую книжку Решетниковой В.Н.; изменена дата увольнения с5 июля 2019 годана 8 июня 2021 года, с возложением обязанности внести запись в трудовую книжку; взысканы с Управления Росгвардии по Воронежской области в пользу Решетниковой В.Н. единовременное пособие при увольнении в размере 189280 рублей и компенсация морального вреда в размере 5000 рублей; взыскана с Управления Росгвардии по Воронежской области государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 5885 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 сентября 2021 года отменено решение Левобережного районного суда г. Воронежа от8 июня 2021 годав части отказа в иске о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, по делу в указанной части принято новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворены: с Управления Росгвардии по Воронежской области в пользу Решетниковой В.Н. взыскано 1039851 рубль 30 копеек денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с 6 июля 2019 года по 8 июня 2021 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Управление Росгвардии по Воронежской области ставит вопрос об отмене решения Левобережного районного суда г. Воронежа от 8 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 сентября 2021 года в части удовлетворения исковых требований истца, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие доказательств передачи истцом рапорта об увольнении в связи с выслугой лет ответчику, отсутствие возможности реализации рапорта истца при наличии информации о совершении истцом действий, в соответствии с которыми его контракт подлежит расторжению в связи с утратой доверия.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Решетникова В.Н. с 1 сентября 1994 годапроходила службу в органах внутренних дел, с1 октября 2016 года- в должности инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы по г.Воронежу и на режимных объектах управления Росгвардии по Воронежской области.
Приказом Управления Росгвардии по Воронежской области от
4 июля 2019 года N 79 л/с за несоблюдение требований о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, на капитана полиции Решетникову В.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), она представлена к увольнению со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по подпункту 13 пункта 3 статьи 82, подпункта 1 пункта 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в связи с утратой доверия.
Приказом Управления Росгвардии по Воронежской области от
5 июля 2019 года Решетникова В.Н. уволена с занимаемой должности по вышеуказанным основаниям.
Основанием для вынесения Управлением Росгвардии по Воронежской области вышеназванных приказов послужил доклад начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Воронежской области от4 июля 2019 года о результатах проверки в отношении Решетниковой В.Н.
Из данного доклада следует, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области совместно с сотрудниками УФСБ России по Воронежской области проведена проверка соблюдения законодательства по противодействию незаконному обороту оружия в магазине "Оружейник", расположенном по адресу:г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 63 А.
Проверка показала, что в вышеназванном магазине осуществляет торговую деятельность ООО "Артемида", директором которого с
5 октября 2017 годаявляетсяРешетников Д.В, состоящий с21 сентября 2002 годав браке с Решетниковой В.Н.
Между тем, Решетникова В.Н, осуществляя контроль за оборотом гражданского оружия, находящегося в собственности у граждан, а также предоставляя государственные услуги по вопросам гражданского оружия на территорииСеверного микрорайона г. Воронежа, где осуществляет деятельность ООО "Артемида", в нарушение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", вышеприведенного Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, не поставила в известность начальника Управления Росгвардии по Воронежской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В рамках проверки, проведенной прокуратурой района совместно с сотрудниками УФСБ России по Воронежской области, установлено, что ООО "Артемида" в магазине "Оружейник" осуществлялась незаконная торговля огнестрельным оружием, чем нарушались установленные на территории Российской Федерации правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Также установлено, что гражданинДуюнов С.В. 10 мая 2018 года обратился с уведомлением в отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на комиссионную продажу через магазин ООО "Артемида", принадлежащего ему оружия марки Remington 700, калибр 308 WIN, серийный номерRR47937C.Осмотр данного оружия проводила инспектор Решетникова В.Н. и, зная, что оно будет реализовано через ООО "Артемида" в магазине "Оружейник", составила акт, в котором указала на отсутствие выявленных в результате сверки расхождений, а также ограничений, установленных Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии". Именно данное оружие в последующем было обнаружено в ходе проверки с признаками незаконных конструктивных изменений.
В справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Решетниковой В.Н. за 2017 год, место работы ее супруга указано филиал ВОКА "АК Назаренко, Решетникови партнеры", место его работы "ООО "Артемида" и занимаемая должность "директор" скрыто.
Разрешая спор в части признания сведений, содержащихся в докладе о результатах проверки от 4 июля 2019 года, не соответствующими действительности и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 12, 50, 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", пришли к выводу, что выявленные в результате проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Решетниковой В.Н. возложенных законодательством обязанностей в сфере противодействия коррупции, т.к. само по себе наличие у Решетниковой В.Н. полномочий как у инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Воронежу и на режимных объектах Управления Росгвардии по Воронежской области по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия, по отношению к супругу Решетниковой В.Н, состоящему в должности директора ООО "Артемида" и осуществляющему торговлю гражданским и служебным оружием, указывает на возникновение у нее личной заинтересованности, которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспрепятственное исполнение должностных обязанностей. О данном конфликте интересов Решетникова В.Н. непосредственного начальника не уведомила. Процедура проведения служебной проверки соблюдена.
Указанные обстоятельства, установленные судами первой и апелляционной инстанций, сторонами не обжалуются, в связи с чем, предметом проверки судом кассационной инстанции не являются.
Удовлетворяя требования Решетниковой В.Н. о признании незаконным увольнения по основанию, предусмотренному подпунктом 13 пункта 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (утрата доверия), суд первой инстанции исходил из того, что Решетникова В.Н. реализовала право на увольнение по выслуге лет, однако по истечении месячного срока в нарушение требований действующего законодательства не была уволена по указанным основаниям.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, указав, что в материалы дела представлены рапорты Решетниковой В.Н. от 29 мая 2019 года и 30 мая 2019 года о расторжении с ней контракта и увольнении из органов внутренних дел по подпункту 4 пункта 9 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, на которых имеется резолюция заместителя начальника Управления, подтверждающая его согласие с данным увольнением истца, что свидетельствует о реализации Решетниковой В.Н. права на увольнение по выслуге лет 30 мая 2019 года, однако 3 июня 2019 года в отношении истца была организована служебная проверка, которая окончена 4 июля 2019 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными доводы кассационной жалобы Управления Росгвардии по Воронежской области о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права в части признания незаконными приказов о привлечении Решетниковой В.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения и увольнения со службы по подпункту 13 пункта 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судами не применены нормы материального права, допущены нарушения норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела в указанной части и выразились в следующем.
Как установлено судом, Решетникова В.Н. с 1 сентября 1994 годапроходила службу в органах внутренних дел, с1 октября 2016 года- занимала должность инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Воронежу и на режимных объектах Управления Росгвардии по Воронежской области.
Как следует из материалов дела, 1 апреля 2019 года прокуратурой Коминтерновского района г. Воронежа в адрес начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Воронежу и на режимных объектах Управления Росгвардии по Воронежской области направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных со стороны Решетниковой В.Н.
Аналогичное представление 10 апреля 2019 года поступило в адрес Управления Росгвардии по Воронежской области из прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа, в связи с чем, 10 апреля 2019 года начальником Управления Росгвардии по Воронежской области назначена служебная проверка по фактам, изложенным в представлении.
Согласно материалам дела, 31 мая 2019 года начальником Управления Росгвардии по Воронежской области утверждено заключение служебной проверки по фактам нарушений, указанных в представлении прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа, из которого следует, что в магазине "Оружейник", расположенном по адресу:г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 63 А, осуществляет торговую деятельность ООО "Артемида", директором которого с 5 октября 2017 годаявляетсяРешетников Д.В, состоящий с21 сентября 2002 годав браке с Решетниковой В.Н.
Однако, Решетникова В.Н, осуществляя контроль за оборотом гражданского оружия, находящегося в собственности у граждан, а также предоставляя государственные услуги по вопросам гражданского оружия, в том числе, на территории, где осуществляет деятельность ООО "Артемида", в нарушение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, не поставила в известность начальника Управления Росгвардии по Воронежской области о возможном возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
По результатам проведенной служебной проверки, на основании докладной записки начальника штаба-заместителя Управления Росгвардии по Воронежской области от 31 мая 2019 года о выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, 3 июня 2019 года назначена проверка в отношении Решетниковой В.Н, которая окончена 4 июля 2019 года.
Согласно актам от 10 июня 2019 года и 14 июня 2019 года Решетникова В.Н. Управлением Росгвардии по Воронежской области уведомлялась о проведении служебной проверки и необходимости дачи объяснений.
04 июня 2019 года в адрес Решетниковой В.Н. направлено уведомление аналогичного содержания с использованием услуг почтовой связи по месту ее жительства.
Как следует из материалов дела, Решетникова В.Н. с 15 апреля 2019 года по 10 июня 2019 года находилась в основном и дополнительном отпусках за 2019 год, с 11 июня 2019 года по 1 июля 2019 года - на листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, трудоспособна со 2 июля 2019 года.
В соответствии с Докладом от 4 июля 2019 года, в магазине "Оружейник", расположенном по адресу:г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 63 А, осуществляет торговую деятельность ООО "Артемида", директором которого с 5 октября 2017 годаявляетсяРешетников Д.В, состоящий с21 сентября 2002 годав браке с Решетниковой В.Н, которая осуществляя контроль за оборотом гражданского оружия, находящегося в собственности у граждан, а также предоставляя государственные услуги по вопросам гражданского оружия на территорииСеверного микрорайона г.Воронежа, где осуществляет деятельность ООО "Артемида", в нарушение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, не поставила в известность начальника Управления Росгвардии по Воронежской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
На основании приказа Управления Росгвардии по Воронежской области от 4 июля 2019 года N 79 л/с за несоблюдение требований о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, на Решетникову В.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, она представлена к увольнению со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по подпункту 13 пункта 3 статьи 82, подпункта 1 пункта 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в связи с утратой доверия.
Приказом Управления Росгвардии по Воронежской области от
5 июля 2019 года Решетникова В.Н. уволена с занимаемой должности по вышеуказанным основаниям.
Согласно материалам дела, 28 мая 2019 года Решетникова В.Н. составила рапорт на имя начальника Управления Росгвардии по Воронежской области о расторжении с ней контракта и увольнении со службы в войсках Росгвардии по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ 11 июня 2019 года. На указанном рапорте имеется отметка о согласовании с заместителем начальника Управления Росгвардии по Воронежской области - начальником центра лицензионно-разрешительной работы Управления 29 мая 2019 года.
29 мая 2019 года Решетникова В.Н. на имя начальника Управления Росгвардии по Воронежской области составила рапорт аналогичного содержания об увольнении со службы по указанным основаниям с 11 июня 2019 года, который также согласован с заместителем начальника Управления Росгвардии по Воронежской области - начальником центра лицензионно-разрешительной работы Управления 30 мая 2019 года.
Заключением служебной проверки от 6 декабря 2019 года по факту вынесенного военной прокуратурой Воронежского гарнизона представления об устранении нарушений закона от 16 сентября 2019 года, проведенной начальником Управления Росгвардии по Воронежской области в отношении заместителя начальника Управления Росгвардии по Воронежской области - начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления установлено, что имело место согласование рапорта Решетниковой В.Н. прямым начальником в нарушение пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ без уведомления непосредственного начальника.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту - Росгвардия Российской Федерации).
Порядок и условия прохождения службы в Росгвардии Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 1 ноября 2017 года N 461 утвержден Порядок назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, присвоения очередных специальных званий до подполковника полиции включительно, а также первый и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, представления лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к увольнению со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - Порядок N 461).
Согласно пункту 7 указанного Порядка, увольнение сотрудников со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации производится начальниками (руководителями), которым в соответствии с разделом П настоящего Порядка предоставлены полномочия по назначению на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, за исключением сотрудников, имеющих специальное звание полковника полиции.
Начальник территориального органа Росгвардии назначает сотрудников, находящихся в его прямом подчинении, на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а также заместителей начальников подразделений (организаций) войск национальной гвардии Российской Федерации, за исключением должностей, назначение на которые производится командующим округом (пункт 8.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнение со службы в органах внутренних дел.
За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона (статья 50.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В силу статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника (часть 2).
В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за утрату доверия в случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N278-О).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Закрепляя особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел и устанавливая соответствующие требования, федеральный законодатель определяет правовые последствия их несоблюдения и вправе рассматривать совершение сотрудником какого-либо нарушения в качестве основания для прекращения служебных отношений как меры реагирования на такое поведение лица, проходящего службу в органах внутренних дел.
Одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной, в том числе, на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Правовое регулирование, закрепленное в положениях Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направлено на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых публично-правовых полномочий.
В случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за утрату доверия обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Вместе с тем, положения указанных норм материального права, разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанции не применены.
Суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод о том, что увольнение Решетниковой В.Н. по основанию, предусмотренному подпунктом 13 пункта 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342, является незаконным, поскольку она реализовала право на увольнение по выслуге лет 30 мая 2019 года, не установили факт согласования даты увольнения, принятия уполномоченным должностным лицом Управления Росгвардии по Воронежской области, в компетенции которого находится увольнение сотрудника, в установленный законом месячный срок со дня поступления рапорта, решения о расторжении контракта и увольнении истца по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ); предусмотрено ли законом право выбора у уполномоченного должностного лица Управления Росгвардии по Воронежской области основания увольнения сотрудника при наличии установленных служебной проверкой от 31 мая 2019 года нарушений положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, с учетом нахождения Решетниковой Н.В. на листке нетрудоспособности с 11 июня 2019 года по 1 июля 2019 года.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Однако в нарушение требований статей 56, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, связанные с правомерностью издания приказа об увольнении в связи с утратой доверия, основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, не получили правовой оценки с учетом приведенных выше норм материального права.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что у ответчика отсутствовали основания для увольнения Решетниковой В.Н. по подпункту 13 пункта 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342, являются неправомерными, они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению.
Судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 сентября 2021 года, оставившим решение суда первой инстанции в указанной части без изменения, подлежащим отмене в части признания незаконным привлечения Решетниковой В.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в связи с утратой доверия, увольнения по указанным основаниям, изменении формулировки основания и даты увольнения, внесения соответствующих записей в трудовую книжку Решетниковой В.Н.; взыскания единовременного пособия при увольнении и компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, взыскания с Управления Росгвардии по Воронежской области государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 5885 рублей; а также в части отмены решения суда первой инстанции в части взыскания с Управления Росгвардии по Воронежской области в пользу Решетниковой В.Н. денежного довольствия за время вынужденного прогула, поскольку данные требования являются взаимосвязанными.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает возможным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 сентября 2021 года отменить в оставленном без изменения решении Левобережного районного суда г.Воронежа от 8 июня 2021 года в части отмены дисциплинарного взыскания, наложенного Управлением Росгвардии по Воронежской области по приказу от4 июля 2019 года N 79 л/с в виде увольнения со службы в связи с утратой доверия; признания увольнения в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов незаконным; изменения формулировки основания увольнения - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии; возложения обязанности на Управление Росгвардии по Воронежской области вынести соответствующий приказ и внести запись об этом в трудовую книжку Решетниковой Виктории Николаевны; изменения даты увольнения с5 июля 2019 годана 8 июня 2021 года, с возложением обязанности внести запись в трудовую книжку; взыскания с Управления Росгвардии по Воронежской области в пользу Решетниковой Виктории Николаевны единовременного пособия при увольнении в размере 189280 рублей и компенсации морального вреда в размере 5000 рублей; взыскания с Управления Росгвардии по Воронежской области государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 5885 рублей, а также в части отмены решения Левобережного районного суда г. Воронежа от 8 июня 2021 года в части взыскания с Управления Росгвардии по Воронежской области в пользу Решетниковой Виктории Николаевны денежного довольствия за время вынужденного прогула за период с 6 июля 2019 года по 8 июня 2021 года в сумме 1039851 рубля 30 копеек.
Дело направить в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Воронежский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.