Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Филатовой В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анисимова ФИО10 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты занимаемого жилого помещения, обязании предоставить меры социальной поддержки
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Балашихинского городского суда Московской области N2758/2021 от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда N3323305/2021 от 2 августа 2021 года, которым требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, судебная коллегия
установила:
Анисимов А.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты занимаемого жилого помещения, обязании предоставить меры социальной поддержки.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 9 февраля 2021 года иск удовлетворен частично; за Анисимовым А.А. и членами его семьи признано право предоставления мер социальной поддержки, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и меры социальной поддержки, установленные частью 1 статьи 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" по месту фактического проживания по адресу: "адрес"; на Министерство социального развития населения Московской области с 1 августа 2020 года возложена обязанность предоставить Анисимову А.А. в соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки по компенсации расходов на содержание жилого помещения по адресу: "адрес", в размере 50% платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общей площади жилого помещения в месяц установленного нормативными правовым актом субъекта Российской Федерации от занимаемой общей площади жилых помещений; на Министерство социального развития населения Московской области с 1 августа 2020 года возложена обязанность предоставить Анисимову А.А. меры социальной поддержки, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" по месту фактического проживания по адресу: "адрес", в виде ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за общую площадь жилого помещения, капитальный ремонт,
электроэнергию и отопление; в удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 6 августа 2020 года N N об отказе в предоставлении мер социальной поддержки отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 августа 2021 года решение Балашихинского городского суда Московской области от 9 февраля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Абзацы 3 и 4 резолютивной части решения изложены в следующей редакции:
"Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить с 1 августа 2020 года Анисимову А.А. по адресу: "адрес" меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений.
Обязать Министерство социального развития Московской области с 1 августа 2020 года предоставить Анисимову А.А. меры социальной поддержки в соответствии с абзацем 1 статьи 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" по месту фактического проживания по адресу: "адрес", ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжение (отопление)".
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Министерством социального развития Московской области ставится вопрос об отмене решения Балашихинского городского суда Московской области от 9 февраля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 августа 2021 года, как незаконных ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Анисимов А.А. по настоящее время проходит военную службу по контракту и зарегистрирован по адресу: "адрес".
20 апреля 2020 года между Анисимовым А.А. и в/частью N заключен договор N N пользования служебным жилым помещением по адресу: "адрес", в котором истец фактически проживает с семьей, состоящей из жены ФИО11, детей ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанный договор заключен на срок до заключения в установленном порядке с гражданином договора найма служебного жилого помещения.
С 4 августа 2011 года истец имеет статус ветерана боевых действий, ас 3 июля 2020 года семья Анисимовых имеет статус многодетной семьи.
С целью предоставления Анисимову А.А. и членам его семьи мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" и Законом Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" по месту фактического жительства истец обратился в Управление социальной защиты населения по г.о.Балашиха Министерства социального развития Московской области.
Решением Министерства социального развития Московской области от 6 августа 2020 года N N истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки в связи с тем, что удостоверение многодетной семьи выдано Управлением социальной защиты населения г.Москвы, а также в связи с отсутствием регистрации на территории Московской области.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя требования Анисимова А.А. в части признания права предоставления мер социальной поддержки, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и частью 1 статьи 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, исходил из того, что семья Анисимовых имеет статус многодетной, истец несет расходы по оплате жилого помещения, предоставленного по договору найма служебного жилого помещения, меры социальной поддержки по п. 2.4 постановления Правительства г. Москвы от 7 декабря 2004 года N 850-ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" на территории г. Москвы не получает, в связи с чем пришел к выводу о наличии у Анисимова А.А, как ветерана боевых действий, права на получение в Московской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, а также мер социальной поддержки на основании статьи 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Определяя период предоставления компенсации с 1 августа 2020 года, суд первой инстанции исходил из даты подачи заявления в августе 2020 года.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 6 августа 2020 года N N суд первой инстанции исходил из того, что при подаче заявления о предоставлении мер социальной поддержки истцом не был предоставлен документ, подтверждающие место жительства заявителя и членов его семьи в Московской области, в связи с чем оснований для удовлетворения данных исковых требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с правовым обоснование и выводами суда первой инстанции, при этом уточнив резолютивную часть решения суда первой инстанции, изложил третий и четвертый абзац резолютивной части решения в редакции, соответствующей положениям действующего законодательства.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей", Постановления Правительства г. Москвы от 7 декабря 2004 года N 850-ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации") подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Министерства социального развития Московской области, в том числе о месте жительства истца в г. Москве, выдаче удостоверения многодетной семьи в г. Москве и использования права на получение мер социальной поддержки по месту регистрации, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, повторяют позицию в суде апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки судов, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешилспор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.