Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2022 года гражданское дело по иску Кривцова Сергея Михайловича, Кривцовой Светланы Константиновны, Плетниковой Татьяны Ивановны к Государственному бюджетному учреждению "Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области", Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области о признании действий незаконными и необоснованными, признании незаконным и отмене приказа в части, постановлений, предписания, взыскании недополученной надбавки, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Кривцова Сергея Михайловича, Кривцовой Светланы Константиновны, Плетниковой Татьяны Ивановны
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 апреля 2021 года по гражданскому делу N2-1814/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 27 июля 2021 года по гражданскому делу N 33-4015/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Кривцов С.М, Кривцова С.К, Плетникова Т.И. обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению "Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области" (далее по тексту -ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области"), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Белгородской области) о признании действий незаконными и необоснованными, признании незаконным и отмене приказа в части, постановлений, предписания, взыскании недополученной надбавки, компенсации морального вреда.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 27 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Кривцова С.М, Кривцовой С.К, Плетниковой Т.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, истцы ставят вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие оснований для отстранения от соревнований, ограничения передвижения, и на наличие оснований для взыскания недополученной надбавки, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Как установлено судом, Кривцов С.М. и Кривцова С.К. состоят в трудовых отношениях с ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области", занимают должность тренера.
Согласно спискам спортсменов групп СС и ВСМ ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области" на тренировочный сезон 2020-2021 годов спортсмены Плетникова Т.И. зачислена в группу тренера Кривцовой С.К, ФИО7 и ФИО8 - в группу тренера Кривцова С.М. (группа ВСМ, спортивная дисциплина - пулевая стрельба), ФИО9 - в группу тренера ФИО10 (группа СС-2, спортивная дисциплина - пулевая стрельба.
Приказом директора ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области" N 39 от 15 октября 2020 года для участия в чемпионате России по спорту глухих (дисциплина - пулевая стрельба), спортсмены ФИО7, ФИО9, тренеры Кривцова С.К, Кривцов С.М. командированы с 22 по 30 октября 2020 года в г. Краснодар.
Согласно пункту 8 Регламента Чемпионата России по пулевой стрельбе спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, утвержденного Президентом Всероссийской Федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, в соответствии с Регламентом по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 от 31 июля 2020 года и Приказом Минспорта России N 497 от 8 июля 2020 года "О проведении спортивных мероприятий на территории Российской Федерации", все участники соревнований (спортсмены, тренеры, судьи, обслуживающий персонал) должны предъявить на комиссию по допуску справку о наличии отрицательного результата лабораторного исследования на COVID-19, проведенного методом ПРЦ не ранее 72 часов до прибытия на место проведения соревнований.
По результатам, проведенного обследования на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) (забор произведен 20 октября 2020 года) у тренера Кривцовой С.К, спортсменов ФИО7 (занимающейся в группе Кривцова С.М.) и ФИО9 (занимающейся в группе ФИО10) выявлен положительный результат.
Положительные результаты тестирования на коронавирусную инфекцию выявлены в каждой из групп занимающихся, контактными лицами явились два тренера - ФИО10 и Кривцов С.М, а также 22 спортсмена, занимающихся в группах тренеров Кривцовой С.К, Кривцова С.М, ФИО10, в том числе, Плетникова Т.И.
Как следует из материалов дела, ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области" на основании расписания тренировок спортсменов с 1 сентября 2020 года подготовлен список контактных лиц, который передан в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области.
Согласно материалам дела, 27 октября 2020 года заместителем Главного государственного санитарного врача по Белгородской области принято постановление N 6209 "О временном отстранении лиц от участия в спортивных соревнованиях, которые могут являться источником распространения инфекционных заболеваний", которым установлен временный запрет проведения тренировок и участия в соревнованиях тренерам и спортсменам Центра на период с 27 октября 2020 года по 4 ноября 2020 года, в связи с выявлением положительных результатов лабораторного обследования на COVID-19 у вышеуказанных лиц ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области" и определением круга контактных лиц в соответствии с вышеназванным списком.
Предписание заместителя Главного государственного санитарного врача по Белгородской области N 03/1963 от 27 октября 2020 года содержит аналогичный запрет в отношении тренеров и спортсменов ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области" с лабораторно подтвержденным результатом COVID-19 и всех контактных лиц на проведение тренировок и участие в соревнованиях.
27 октября 2020 года Кривцову М.И. и Плетниковой Т.И. выданы постановления заместителя Главного государственного санитарного врача по Белгородской области N 6306, N 6318, которыми на них возложена обязанность находиться в режиме изоляции по их месту жительства в течение 14 дней с 20 октября 2020 года.
Во исполнение вышеуказанного предписания директором ГБУ "ЦАСиФК Белгородской области" издан приказ N 98 от 27 октября 2020 года "Об обеспечении проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которым приказано приостановить проведение тренировочных занятий в стрелковом тире ДОСААФ России Белгородской области с 27 октября 2020 года по 4 ноября 2020 года, отстранить от тренировочных занятий тренера и спортсменов Центра с лабораторно подтвержденным результатом COVID-19 и всех контактных лиц в срок до 4 ноября 2020 года, Кривцову С.М. довести до спортсменов групп СС, ВСМ Центра, занимающихся на базе ДОСААФ России Белгородской области и являющихся контактными лицами с заболевшими новой коронавирусной инфекцией, информацию о необходимости соблюдения режима самоизоляции с 27 октября 2020 года по 4 ноября 2020 года.
Правовое регулирование трудовых отношений работников - спортсменов и тренеров осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовыми договорами (статьи 5, 6, 8-10 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок установления особенностей регулирования труда спортсменов определен главой 54.1 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 348.1 Трудового Кодекса Российской Федерации особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с общими требованиями о порядке принятия таких актов, закрепленными статьей 8 Трудового Кодекса Российской Федерации, с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 7).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
В силу статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) нельзя допускать к работе носителей возбудителей инфекционных заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесена к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции "Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма "регуляторной гильотины", видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм "регуляторной гильотины", утвержденным Правительством Российской Федерации 4 июля 2019 года.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами, а также гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения, а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, главный государственный санитарный врач при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний.
Пунктом 1.5 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 9 от 30 марта 2020 года "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19" лицам контактировавшим с больным COVID-19 необходимо пройти обязательное
лабораторное обследование на COVID-19.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз.2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абзац 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт1).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.1, 2.6, 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому "коронавирусная инфекция" (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19 групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, местожительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о признании законными и обоснованными, соответствующими требованиям статей 50, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, принятые Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области, постановления и предписание, учитывая, что Управление Роспотребнадзора, на которого возложены функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, вправе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе, введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах, а также временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производств.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права (статей 5, 6, 8-10 21, 54.1, 56, 61, 67, 76 348.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66, которым внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"), подлежащих применению к спорным правоотношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные истцами в жалобе доводы о наличии оснований для признания действий ответчиков незаконными и необоснованными, т.к. круг контактных лиц определен произвольно, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводом судов, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в указанной части в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истцов не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 27 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кривцова Сергея Михайловича, Кривцовой Светланы Константиновны, Плетниковой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.