Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2022 года гражданское дело по иску Москаленко Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на пенсию по случаю потери кормильца
по кассационной жалобе Москаленко Ирины Владимировны
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 28 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-1227/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 2 августа 2021 года по гражданскому делу N 33-25157/2021
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Москаленко И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г.Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее по тексту -ГУ-УПФР в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на пенсию по случаю потери кормильца.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 2 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований Москаленко И.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Москаленко И.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие оснований для назначения и выплаты пенсии по потери кормильца.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Москаленко И.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 21 января 1986 года состояла в зарегистрированном браке с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При жизни Москаленко Н.Т. с 1990 года по 1997 года получал пенсию за выслугу лет как космонавт-испытатель по линии Министерства обороны Российской Федерации, с 16 июля 1997 года выплата производилась ответчиком.
26 ноября 2004 года ФИО5 умер.
26 мая 2016 года Москаленко И.В. обратилась в ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) N1396 от 3 июня 2016 года Москаленко И.В. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие работу ФИО5 в должности кандидата в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, в должности космонавта-испытателя, космонавта-исследователя, инструктора-космонавта-испытателя, инструктора-космонавта-исследователя, факт гибели при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона "О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 25 декабря 2009 года N166-ФЗ, членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, имевших звание "Летчик-космонавт СССР" или "Летчик-космонавт Российской Федерации", а также членам семей граждан из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, погибших при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, назначается пенсия по случаю потери кормильца. Членами семьи, имеющими право на указанную пенсию, признаются: супруг погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности.
Кроме того, право на получение пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения имеют члены семей граждан из числа космонавтов- испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов- испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, имевших звание "Летчик-космонавт СССР" или "Летчик-космонавт Российской Федерации", а также членам семей граждан из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, погибших при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета (пункт 5 статьи 7.1).
Пункт 5 статьи 17.1 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривает, что пенсии по случаю потери кормильца членам семьи граждан из числа космонавтов, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются на каждого члена семьи в размере 40 процентов денежного довольствия (заработка) кормильца, определяемого в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Москаленко И.В, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно пришли к выводу, что пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей космонавтов, которые имели почетные звания "Летчик-космонавт СССР" или "Летчик-космонавт Российской Федерации", либо которые погибли при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, к которым супруг истицы - ФИО5 не относится, поскольку почетные звания "Летчик-космонавт СССР" или "Летчик-космонавт Российской Федерации" не имел, не является погибшим при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, в связи с чем, у судов не имелось оснований для признании права у истца на пенсию по случаю потери кормильца.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона Российской Федерации N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации N178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи", Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ФИО5 в жалобе доводы о наличии оснований для назначения пенсии по потери кормильца, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы истца о получении ранее пенсии по потери кормильца с 2004 года по 2010 год, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку не влияет на законность принятых судебных актов, т.к. обращение истца в 2016 году с заявлением о назначении пенсии по потери кормильца связано с достижением пенсионного возраста Москаленко И.В.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемом судебном акте, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 2 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Москаленко Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.