Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2022 года гражданское дело N 2-232/2021 по иску Бабкова Владимира Дмитриевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонному) об установлении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Бабкова Владимира Дмитриевича
на решение Почепского районного суда Брянской области от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 августа 2021 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Бабков В.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонному) об установлении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчете пенсии.
Решением Почепского районного суда Брянской области от 17 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований Бабкова В.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 августа 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бабкова В.Д. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Бабков В.Д. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что установление фиксированной выплаты к страховой пенсии пропорционально отработанному стажу является незаконным.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 20 сентября 2019 года Бабков В.Д. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ГУ - УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонным).
При назначении страховой пенсии по старости учтен трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 года - 23 года 8 месяцев 26 дней, в том числе на территории бывшего СССР и Российской Федерации - 21 год 5 месяцев 14 дней.
Бабкову В.Д. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом пункта 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" от 24 января 2006 года, в силу которого каждая сторона исчисляет пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениями своего законодательства.
На основании статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при назначении пенсии Бабкову В.Д. были учтены периоды работы в соответствии с записями в трудовой книжке и сведениями индивидуального лицевого счета, а также период службы в рядах Советской Армии.
С 1 августа 2020 года произведен беззаявительный перерасчет страховой части пенсии с учетом поступивших пенсионных коэффициентов за 2019 год. Количество учтенных при перерасчете пенсионных коэффициентов, поступивших за счет страховых взносов составило 1, 709. Размер страховой части составил 4 248, 89 руб.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом индексации и применения пропорции соответственно страховому стажу, выработанному на территории РФ, установлен в размере (5686, 25 х 257) : 300 = 4 871, 22 руб.
По состоянию на 1 октября 2020 года размер пенсии истца составляет 4248, 89 + 4871, 22 = 9 120, 11 руб.
Поскольку Бабков В.Д. является работающим пенсионером, размер пенсии к выплате без учета индексации составляет 8 555, 35 руб.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Бабкова В.Д, суд первой инстанции исходил из того, что расчет и выплата истцу пенсии производится ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением, что ответчиком верно установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом пропорции соответственно страховому стажу, выработанному на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального права.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
С 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (далее - Договор) настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях договорившихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства договорившихся Сторон.
В соответствии со статьями 2, 3 Договора настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (подпункт 3 пункта 1 статьи 3 Договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В пункте 1 статьи 12 Договора указано, что подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается).
Статьей 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения в их взаимосвязи допустили неправильное их толкование, что является нарушением норм процессуального права.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Бабкова В.Д. об установлении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчете пенсии судебные инстанции указали на то, что размер фиксированной выплаты правомерно установлен ответчиком с учетом пропорции соответственно страховому стажу, выработанному на территории Российской Федерации.
Между тем, пунктом 1 статьи 12 Договора определено, что приведенный в ней порядок пропорционального расчета приведен для исчисления "размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации".
Судами оставлено без внимания, что в Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что фиксированная выплата устанавливается пропорционально страховому стажу, не могут быть признаны правомерными.
Поскольку суд апелляционной инстанции, разрешая апелляционную жалобу Бабкова В.Д, не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, а повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 августа 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Брянский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.