Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу законного представителя Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Комбинат школьного питания" Свиязовой Т.Г. на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре - главного государственного санитарного врача в городе Сургуте и Сургутском районе N67 от 11 февраля 2021 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 июня 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Комбинат школьного питания",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре - главного государственного санитарного врача в городе Сургуте и Сургутском районе N 67 от 11 февраля 2021 года Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Комбинат школьного питания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 июня 2021 года, решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 августа 2021 года, указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции законный представитель СГМУП "Комбинат школьного питания" Свиязова Т.Г. просит отменить судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении, в том числе в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в таких учреждениях.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03 августа 2018 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Статьей 28 Федерального закона указанного закона предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 вышеназванного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Нормативным правовым актом санитарного законодательства, действие которого направлено на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования, являются применяемые на территории Российской Федерации Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года N 45, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся (п. 1.2, 1.3 Правил).
Из материалов дела следует, что 28 декабря 2020 года при проведении внеплановой выездной проверки СГМУП "Комбинат школьного питания", осуществляющего свою деятельность по адресам: г. Сургут, улица Энергетиков, д.49; проспект Ленина, д.68/1 выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно:
1) объемно-планировочные решения помещений пищеблока (работающего на сырье) не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, имеется перекрест сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, чистой и грязной посуды. На момент проведения обследования в выделенной зоне в коридоре на 1 этаже осуществлялось хранение сырья (картошка, лук, морковка, капуста), но помещения для обработки овощей на пищеблоке (цех первичной и вторичной обработки овощей) отсутствует. Со слов персонала обработка овощей и фруктов (мытьё и чистка) осуществляется в моечной кухонной и столовой посуды в моечной ванне с маркировкой "Фрукты". На момент проверки, со слов персонала, организация питания осуществляется на полуфабрикатах (мясо). Однако, согласно представленным накладным N11169 от 16.12.2020; N8909 от 16.11.2020, N9135 от 18.11.2020 на пищеблок поступает сырье (филе пикши н/ш глазированное (срок годности 12 месяцев). Согласно бракеража сырой продукции за 16.12.2020 поступило 40.8 кг сырой рыбы (указана декларация и ветсправка). Согласно объяснению персонала пищеблока, обработка яйца происходит в отдельных ёмкостях, вода выливается в моечную кухонной и столовой посуды. На лестничном пролете установлен стеллаж для хранения чистой посуды (банки для суточных проб). На момент проверки по данному лестничному пролету (возле чистой посуды) осуществлялся вынос жидких пищевых отходов (согласно графика подъема продуктов с 11:00 до 11:30 часов и с 16:00 до 16:30 часов предусмотрен спуск пищевых продуктов). Со слов персонала загрузка сырья (овощи и т.д.) осуществляется с помощью лифта, далее через лестничный пролет (с чистой посудой (банки) попадают в мясо-рыбный цех (мясо, яйца), а овощи и фрукты проходят через коридор (где установлен стеллаж с чистой кухонной посудой) в моечную. После обработки снова по коридору попадают в горячий цех. Чистая столовая посуда с моечной переносится в горячий цех через обеденный зал.
Вышеперечисленное является нарушением требований СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования"; п.5.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья";
2) отсутствуют в производственных цехах (мясо-рыбный цех, горячий цех) раковины для мытья рук, что является нарушением п. 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
3) мойка столовой и кухонной посуды осуществляется в одном помещении. Для мытья кухонной посуды используется только 1 производственная ванна, что является нарушением п. 5.8, п. 5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
4) искусственная С-витаминизация не проводится, что не соответствует требованиям СанПиН Глава IX 2.4.5.2409-08 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения СГМУП "Комбинат школьного питания", к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Привлекая СГМУП "Комбинат школьного питания" к административной ответственности по указанной статье, должностное лицо и судьи, рассмотревшие жалобу на постановление, пришли к обоснованному выводу о нарушении юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения детей.
Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения судом не принимается. Доказательств, подтверждающих факт того, что у СГМУП "Комбинат школьного питания" не имелось возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям в месте организации питания и его производства обучения, за нарушение которых она привлечена к административной ответственности, учреждением своевременно предприняты все зависящие от него меры по устранению всех указанных в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности нарушений, в материалах дела не имеется.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется, в том числе Конституцией Российской Федерации (ст. 41, 42, 45 Конституции Российской Федерации), поэтому статус учреждения, недостаточное финансирование муниципального учреждения из средств бюджета не могут служить обстоятельством, в любом случае исключающим вину заявителя в совершении указанного правонарушения.
То обстоятельство, что помещение не является собственностью СГМУП "Комбинат школьного питания" и принадлежит заявителю на основании договора безвозмездного пользования муниципального имущества N 2 от 25.08.2020, заключенного с МБОУ СОШ N 8, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, поскольку наличие вышеуказанного договора не освобождает образовательное учреждение от соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения и выполнения требований СанПин 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, в общеобразовательных учреждениях" и СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Ссылка заявителя в жалобе о его обращениях к руководителю МБОУ СОШ N8, не опровергают выводы должностного лица, судьи городского суда о наличии в действиях СГМУП "Комбинат школьного питания" вины во вменяемом правонарушении.
Все доводы, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях СГМУП "Комбинат школьного питания" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является. Оснований для освобождения СГМУП "Комбинат школьного питания" от административной ответственности не усматривается.
Протокол об административном правонарушении в отношении СГМУП "Комбинат школьного питания" составлен в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, с участием представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, которому разъяснены процессуальные права и вручена в установленном законом порядке копия протокола.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении СГМУП "Комбинат школьного питания", вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Административное наказание СГМУП "Комбинат школьного питания" назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей при осуществлении деятельности по организации питания в дошкольной образовательной организации.
При рассмотрении жалоб СГМУП "Комбинат школьного питания" на постановление по делу об административном правонарушении, судебными инстанциями ее доводы проверены в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре - главного государственного санитарного врача в городе Сургуте и Сургутском районе N67 от 11 февраля 2021 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 июня 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Комбинат школьного питания", оставить без изменения, жалобу законного представителя Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Комбинат школьного питания" Свиязовой Т.Г. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.