Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Нижневартовского городского суда от 19 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-3694/2021 по административному иску Болтабаева Дониербека Машрабовича, Болтабаевой Диларам Хакимовны, Болтабаевой Угулой Дониербековны к администрации города Нижневартовска, начальнику Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовск Борисовой Т.М. о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Болтабаев Д.М, Болтабаева Д.Х. и Болтабаева У.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Нижневартовска о признании незаконным принятого Управлением по жилищной политике администрации г.Нижневартовска решения от 17 сентября 2020 года N 14-исх-3166, согласно которому административные истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Требования основывают на том, что ежегодно с даты постановки на учет сдавали в администрацию города документы в подтверждение малоимущего статуса и нуждаемости в улучшении жилищных условий. Комиссия ежегодно проверяла сведения и за период с 2009 год по 2020 год никто не указал, что наличие у семьи оформленной по ипотеке квартиры, является основанием для исключения из списка очередности. На момент принятия решения, ипотечное жилье у них отсутствовало, так как квартира по решению суда подлежит изъятию и продаже, а истцы - выселению. Поскольку бюджетные денежные средства на приобретение жилья или строительство жилья они не получали, считают решение жилищной комиссии незаконным.
Определением Нижневартовского городского суда от 23 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена начальник Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовск Борисова Т.М.
Решением Нижневартовского городского суда от 19 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2021 года, административный иск удовлетворен. Признано незаконным и отменено решение Управления по жилищной политике администрации г.Нижневартовска от 17.09.2020 г. N 14-исх-3166 о снятии Болтабаева Дониербека Машрабовича, Болтабаевой Диларам Хакимовны, Болтабаевой Угулой Дониербековны с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На администрацию г.Нижневартовска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав административных истцов путем восстановления их в списке очередности по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, со дня постановки на учет 26.06.2009 года.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация г. Нижневартовска обратилась с кассационной жалобой поданной 30.11.2021 через суд первой инстанции, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает вывод судов о том, что истцы не получали бюджетных средств на приобретение жилья не соответствующим действительности. То обстоятельство, что Закон ХМАО-Югры от 11.11.2005 N 103-оз не содержит нормы, определяющей, что получение компенсации процентной ставки влечет снятие с учета нуждающихся, по мнению автора жалобы, не имеет правового значения, т.к. перечень оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрен нормами Жилищного кодекса РФ. Полагает, что компенсация процентной ставки подпадает под основания снятия с учета, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, администрация г. Нижневартовска не согласна с выводами судов о недоказанности факта направления 17 сентября 2021 г. в адрес истцов решения о снятии их с учета.
Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого рода нарушений судами допущено не было.
Судами установлено, что 26 сентября 2009 года семья Болтабаевой Д.Х. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства (т. 1 л.д.54).
14 августа 2020 года Болтабаева Д.Х. предоставила административному ответчику заявление о предоставлении жилого помещения вне очереди её сыну "данные изъяты" (т.1 л.д.81)
В связи с поступившим заявлением, административным ответчиком были сделаны запросы в компетентные организации с целью проверки статуса заявителя, в том числе и в АО "Ипотечное агентство Югры" (т.1 л.д.191)
АО "Ипотечное агентство Югры" по данному запросу сообщило, что Болтабаевой Д.Х, её супругу Болтабаеву Д.Х. и её дочери Болтабаевой У.Д. предоставлена компенсация части процентной ставки по трехстороннему соглашению о компенсации части процентной ставки по договору ипотечного займа N "данные изъяты" от 30 сентября 2010 года в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы", утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2002 года N103 - оз по категории "Иные граждане" в размере 885 836 рублей 78 копеек (т.2 л.д.60-61).
17 сентября 2020 года Управлением по жилищной политике администрации г.Нижневартовска было принято решение N 14-исх-3166, согласно которому Болтабаева Д.Х, Болтабаев Д.Х. и Болтабаева У.Д. были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с получением в установленном порядке бюджетных средств на приобретение жилого помещения (компенсации части процентной ставки в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы") (т.2 л.д.34).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о недопустимости снятия административных истцов с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик, не подпадают под основания снятия с такого учета, предусмотренные нормой п.4 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Указанные выводы судов следует признать верными.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из таких оснований является получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о наличии оснований снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в данном случае определяется с учетом положений нормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, регулирующего порядок получения бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Суды, исследовав положения ст. 3, 7, 14 и главы 5 Закона ХМАО - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы" (действовавшего на момент заключения трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по договору ипотечного кредитования) установили отсутствие в нормативном акте указаний на то, что получение компенсации части процентной ставки по жилищным кредитам влечет исключение семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий из соответствующих списков.
Суд апелляционной инстанции, так же обоснованно указал, что снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий носит исключительный характер, лицо, принятое на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в законе обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.
Установив, отсутствие в Законе ХМАО - Югры от 11.11.2005 N 103-оз законоположения, устанавливающего, что получение компенсации части процентной ставки по жилищному кредиту тождественно получению бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности принятого административным ответчиком решения о снятии административных истцов с учета нуждающихся жилых помещениях.
Доводы подателя жалобы об обратном не основаны нормах действующего законодательства.
Довод подателя жалобы о доказанности факта своевременного направления в адрес административных истцов копии обжалуемого решения направлен на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, правом осуществления которой суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу чего предусмотренных положением статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижневартовского городского суда от 19 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 25.01.2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.