Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3686/2021 по иску Дегтярева Алексея Александровича, Аристова Сергея Николаевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о зачете в льготном исчислении периода участия в контртеррористической операции, по кассационной жалобе Дегтярева Алексея Александровича, Аристова Сергея Николаевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 5 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дегтярев А.А, Аристов С.Н. обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД по Челябинской области) о зачете периода с 8 февраля по 11 мая 2001 г. участия в боевых действиях (проведении контртеррористических операциях) в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день за три дня.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что проходили службу в отряде милиции особого назначения Главного управления внутренних дел Челябинской области (дислокация г. Магнитогорск) (далее - ОМОН ГУВД Челябинской области). В соответствии с приказом ГУВД Челябинской области находились в служебной командировке на территории Чеченской Республики, где выполняли служебно-боевые задачи по защите территориальной целостности Российской Федерации с 8 февраля по 11 мая 2001 г. Факт непосредственного участия в контртеррористических операциях подтвержден приказами руководителя Группы управления Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделении Министерства внутренних дел России от 3 мая 2001 г. N 2112, от 9 июня 2001 г. N 2929. В соответствии с приказами от 12 апреля 2001 г. N 1616 истца принимали участие в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона в период с 18 по 26 марта 2001 г, от 3 мая 2001 г N 2112 - с 1 по 8 апреля 2001 г, от 9 июня 2001 г. N 2929 - с 1 по 3 мая 2001 г. Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Челябинска от 4 мая 2005 г. по делу N 2-1020/2005 приказы руководителя Группы управления Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделении Министерства внутренних дел России признаны незаконными в части не включения в период их участия в проведении контртеррористических операций: с 1 по 17 марта 2001 г, с 27 по 31 марта 2001 г, с 9 по 30 апреля 2001 г, с 4 по 11 мая 2001 г.; период с 8 по 28 февраля 2001 г. включен в период их участия в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Считали, что ответчиком необоснованно спорные периоды не включены им в выслугу лет в льготном исчислении.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 5 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 сентября 2021 г, в удовлетворении исковых требований Дегтяреву А.А, Аристову С.Н. отказано.
В кассационной жалобе истцы Дегтярев А.А, Аристов С.Н. ставят вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Дегтярев А.А. проходил службу в Управлении Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорску с 1 ноября 1999 г. по 5 сентября 2001 г, истец Аристов С.Н. проходил службу в Управлении Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорску с 11 февраля 2000 г. по 22 ноября 2001 г.
Приказом начальника ГУВД по Челябинской области от 2 февраля 2001 г. N 33 личный состав отряда милиции особого назначения УВД г. Магнитогорска в количестве 50 человек и сотрудников ППСМ УВД г. Челябинска в количестве 50 человек командированы в состав мобильного отряда МВД России для выполнения оперативно-служебных задач в Северо-Кавказском регионе сроком на 90 суток без учета времени нахождения в пути, дата убытия 6 февраля 2001 г.
Вступившим в законную силу 17 мая 2005 г. решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Челябинска от 4 мая 2005 г. разрешен спор по иску Дегтярева А.А, Аристова С.Н. и других сотрудников о взыскании денежного вознаграждения.
Из указанного судебного акта следует, что в соответствии с приказами руководителя группы управления временной оперативной группировки ОВД и подразделений МВД России от 12 апреля 2001 г. N 1616 Дегтярев А.А. и Аристов С.Н. принимали участие в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона в марте 2001г. в период с 18 по 26 марта 2001 г. - 9 дней, в соответствии с приказом от 3 мая 2001 г. N 2112 с 1 по 8 апреля 2001 г. - 8 дней, в соответствии с приказом от 9 июня 2001 г. N 2929 с 1 по 3 мая 2001 г. - 3 дня.
Согласно послужным спискам, расчетам выслуги лет истцов в период с 8 февраля 2001 г. по 11 мая 2001 г. Аристов С.Н, Дегтярев А.А. осуществляли выполнение служебных обязанностей в Республике Дагестан в соответствии с приказом ОМОН УВД N 29 л/с от 6 июля 2021 г.
Период нахождения Дегтярева А.А, Аристова С.Н. в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона с 8 февраля 2001 г. по 11 мая 2001 г. зачтены им как один день службы за полтора дня, общая продолжительность выслуги лет в льготном исчислении составляет у Дегтярева А.А. - 4 года 1 месяц 25 дней, у Аристова С.Н. - 4 года 2 месяца 19 дней.
Справками первого заместителя Командующего ОГВ (с) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации подтверждено, что Дегтярев А.А, Аристов С.Н. в период с 8 февраля 2001 г. по 11 мая 2001 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 января 1997 г. N 23 "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации", Оперативной директивы Министра внутренних дел Российской Федерации от 3 февраля 1999 г. N 1/1478 находились в служебной командировке и выполняли служебно-боевые задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Согласно справке ГУ МВД России по Челябинской области от 30 июня 2021 г. N 7/А-Д-2058, в приказах руководителя ВОГОиП МВД России сведений о фактическом участии Дегтярева А.А. и Аристова С.Н. в боевых действиях в период с февраля по май 2001 г. не имеется.
На основании приложенных к иску документов Аристов С.Н. уже обращался в суд с иском у ГУ МВД по Челябинской области о возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий по тем основаниям, что он в спорный период с февраля по май 2001 г. принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях. В ходе рассмотрения этого гражданского дела N 2-1400/2018 судом истребованы копии дел с приказами руководителя группы управления временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России от 12 апреля 2001 г. N 1616, от 3 мая 2001 г. N 2112, от 9 июня 2001 г. N 2929, в которых истец не обнаружен.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 16 апреля 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 июля 2018 г, Аристову С.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД по Челябинской области о возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму", постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, исходил из отсутствия оснований для включения в выслугу лет в льготном исчислении периодов нахождения истцов в служебных командировках в связи с недоказанностью непосредственного участия истцов в спорный период в контртеррористических операциях и боевых действиях.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции, исследовав дополнительные доказательства, в том числе послужные списки, расчеты выслуги лет истцов, материалы гражданского дела N 2-1400/2018, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Отклоняя ссылки апелляционной жалобы истцов на решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Челябинска от 4 мая 2005 г, суд апелляционной инстанции указал, что предметом спора по делу являлось денежное вознаграждение истцов, а не зачет периодов службы в выслугу лет. Мировой судья, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что все дни пребывания истцов в служебной командировке на территории Чеченской Республики являются фактическим участием в контртеррористических операциях.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы истцов о том, что в спорный период с 8 февраля 2001 г. по 11 мая 2001 г. они находились в служебной командировке, где выполняли служебно-боевые задачи по защите территориальной целостности Российской Федерации, в связи с чем данный период подлежит зачету в выслугу в льготном исчислении, суд апелляционной инстанции указал, что сам по себе факт нахождения истцов в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона, направленных для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности, не свидетельствует об их участии в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1) в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и
содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчёта один день службы за три дня.
Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 установлено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" сотрудниками Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Чеченской Республики, и командированным в эти органы, засчитывать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии один месяц службы (военной службы) за полтора месяца; время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях - из расчета один месяц службы (военной службы) за три месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операция, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Согласно приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1109 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим внутренних войск и МВД России и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим (выполнявшим) задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей", действовавшему в спорные периоды и утратившему силу 9 апреля 2003 г, периоды участия каждого сотрудника органов внутренних дел в боевых действиях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, оперативных и иных групп. Данные приказы первым заместителем командующего Объединенной группировкой от МВД России представляются на утверждение командующему Объединенной группировкой. Начальникам органов внутренних дел, личный состав которых принимал участие в военных действиях, на основании утвержденных приказов или выписок из них, заверенных первым заместителем командующего Объединенной группировкой от МВД России (заместителем командующего Объединенной группировкой от внутренних войск МВД России), вносить в их личные дела (военные билеты) записи о зачете периодов участия их в боевых действиях в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии на льготных условиях.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в контртеррористических операциях подлежит оформлению на основании соответствующих приказов, которые являются основанием для включения таких периодов в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы (военной службы) за три месяца.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов о том, что сам по себе факт нахождения истцов командировках на территории Северо-Кавказского региона с целью выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности, не свидетельствуют об их участии в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций и выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истцов о том, что в спорный период времени они находились в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона, где выполняли служебно-боевые задачи, что предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы, изложенные заявителями в кассационной жалобе о наличии оснований для включения периода с 8 февраля по 11 мая 2001 г. в период участия в боевых действиях (проведении контртеррористических операциях), повторяют правовую позицию стороны истцов в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов, сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцами требования необоснованными и отклонили доводы их апелляционной жалобы, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 5 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дегтярева Алексея Александровича, Аристова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.