Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Коренева А.С, Сапрыкиной Н.И. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-244/2021 по иску прокурора Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского района о понуждении к исполнению обязанности
по кассационной жалобе администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2021.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения прокурора Кустикова А.Г, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Березовского района ХМАО-Югры (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к администрации Березовского района (далее - Администрация) и просил возложить на Администрацию обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить создание и обустройство необходимого количества контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории поселка "Светлый" Березовского района в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, разместив каждую из них на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м до многоквартирных жилых домов индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Требования мотивированы тем, что на территории поселка "Светлый" отсутствуют в необходимом количестве площадки и контейнеры для сбора ТКО. Размещение отходов производится на площадке временного накопления.
К участию в деле привлечены третьи лица: АО "Югра-Экология" - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, администрация поселка "Светлый".
Решением Березовского районного суда ХМАО-Югры от 21.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 14.09.2021, принятым по апелляционному представлению прокурора, решение суда отменено, принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить обжалуемое апелляционное определение, ссылаясь на его незаконность.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей Юрисдикции от 22.12.2021 приостановлено исполнение апелляционного определения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при установленной явке, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела и законность обжалуемого апелляционного определения в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
Судами установлено, что на основании реестра мест размещения накопления ТКО на территории поселка "Светлый" имеется 3 площадки.
Из ответа АО "Югра-Экология" следует, что вывоз ТКО осуществляется бесконтейнерным способом 5 раз в неделю в соответствии с графиком. Размещение ТКО производится на площадке временного накопления, население не обеспечивается пакетами или другими емкостями.
Разрешая спор, суды руководствовались ст. 1, 2, п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1, 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, п. 10 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), п.п. 3, 4, 15 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, поскольку пришел к выводу, что Администрация как орган местного самоуправления надлежащим образом исполняет свои обязанности по осуществлению сбора, накоплению и транспортированию ТКО, поскольку организовала вывоз ТКО бестарным методом. При таком порядке обращения с ТКО отсутствует необходимость в организации специальных мест контейнерных площадок.
Суд исходил из того, что вывоз мусора производится АО "Югра-Экология" 5 раз в неделю согласно установленному графику. Прокурором не представлено доказательств того, что отсутствие контейнерных площадок на территории поселка "Светлый" нарушает права его жителей в сфере законодательства об отходах производства и потребления.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по апелляционному представлению прокурора, с выводами суда не согласился, указал на неверное применение норм процессуального и материального права, отменил решение и принял новое, которым исковые требования удовлетвори.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что Администрация, как орган местного самоуправления (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), обязана обустроить достаточное количество контейнерных площадок в порядке, определённом СанПиН 2.1.3684-21, поскольку отсутствуют иные лица, на которых возложена данная обязанность.
При этом суд исходил из того, что в соответствии с п. 10 Правил обращения с ТКО и положений СанПин 2.1.3684-21 на территории населенного пункты должны быть оборудованы контейнерные площадки, поскольку на обустроенных местах (площадках) накопление твердых ТКО допускается также и бестарный метод сбора и удаления ТКО.
В кассационной жалобе Администрация настаивает на том, что осуществление бестарного вывоза ТКО возможно без создания соответствующих площадок; постановлением Администрации принят Порядок накопления ТКО N 1239, который в установленном порядке согласован; региональный оператор определилцелесообразность бесконтейнерного способа сбора ТКО; в соответствии с нормами СанПиН допускается удаление (вывоз ТКО) без его накопления на контейнерных площадках; материалы дела не содержат сведение о том, что окружающая среда загрязнена.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет изложенные доводы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, п. 10 Правил обращения с ТКО предусматривает три вида сбора коммунальных отходов, в том числе: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы (подп. "а"); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (подп. "б"); в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (подп. "в").
Соответственно, без накопления ТКО в контейнерах, в том числе, размещенных на контейнерных площадках, возможно только в случае, если региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости.
Согласно п. 15 СанПиН 2.1.3684-21, на который ссылается Администрация, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что бестарный метод сбора ТКО допускается только на территории сельских поселений и территории малоэтажной застройки городских поселений при условии, что региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости.
Судами установлено, что региональный оператор по обороту с твердыми коммунальными отходами не обеспечивает население поселка Светлый пакетами (иными емкостями) для накопления ТКО, соответственно, сбор и накопление ТКО может быть организован только с контейнерных площадок, обязанность по созданию которых обоснованно возложена на Администрацию.
Поскольку предметом иска является устранение нарушений законодательства об обороте с твердыми коммунальными отходами, соответственно, наличие обстоятельств, свидетельствующих о загрязнении окружающей среды, не подлежало установлению.
Таким образом, по настоящему делу суд апелляционной инстанции обоснованно усмотрел основания для отмены решения и принятия нового (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому отсутствуют основания для отмены апелляционного определения по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Приостановление исполнения апелляционного определения отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.