Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1580/2021 по иску Валеева Рашида к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Валеева Рашида на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Валеев Р. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование требований указал, что имеет трудовой стаж более 40 лет. Приказом Ространснадзора от 28 апреля 2009 года N НЛ-387 ФС от имени Министерства транспорта РФ награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" III степени. Департамент социального развития отказал в присвоении звания "Ветеран труда". По мнению истца, его право на присвоение звания вытекает из положений статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Валеев Рашид ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно записей в трудовой книжке, общий стаж работы истца составляет более 25 лет. Истец работает в структурном подразделении публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" водителем автомобиля.
Приказом Ространснадзора N НЛ-387ФС от 28 апреля 2009 года от имени Министерства транспорта Российской Федерации истец награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" III степени.
Истец обратился в уполномоченный орган государственной власти автономного округа с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".
Ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что вопреки правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578, истец не награжден ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
При этом, рассмотрев заявление истца по основаниям, действовавшим до 30 июня 2016 года ответчиком отказано в присвоении звания в виду того, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п, отсутствует имеющийся у истца нагрудный знак (письмо Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 15-Исх-4486 от 19 марта 2021 года (протокол N 11 от 15 марта 2021 года).
Истец настаивает на том, что за ним сохраняется право на присвоение звания.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", исходил из того, что нагрудный знак "За безаварийную работу" II, III степени, которым награжден истец, относился к категории знаков отличия, учрежденных в целях обеспечения безопасности на транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, и является одной из форм поощрения водителей автомобильного и городского электрического транспорта. Этот знак отличия не поименован в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N 130 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации", не является ведомственным знаком отличия в труде и, соответственно, не относится к ведомственным наградам, учитываемым по состоянию на 30 июня 2016 года при разрешении вопроса о присвоении заявителю звания "Ветеран труда". Указанный нагрудный знак не является актом признания особых трудовых заслуг Валеева Р. и не может расцениваться в качестве основания для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оставил решение без изменения.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 01 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N115-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в редакции, действовавшей до 30 июня 2016 года, перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N103-п.
Данным перечнем нагрудный знак "За безаварийную работу" III степени не был предусмотрен.
Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона "О ветеранах" дополнена с 01 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия в труде, на основании которых награжденные лица приобретают право на присвоение им звания "Ветеран труда", в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (далее - Положение о Министерстве транспорта России), является Министерство транспорта Российской Федерации.
Пунктом 6.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент награждения истца нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" III степени), было установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации наряду с иными полномочиями имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
С 01 июля 2016 года пункт 6.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации действует в новой редакции, согласно которой Министерство транспорта Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федеральных агентств, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N130, принятым в соответствии с пунктами 5.2.55 и 6.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (действовавшим на момент награждения истца нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" III степени и до 19 декабря 2016 года - даты вступления в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N285 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации"), были утверждены ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации (приложение N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N130), а также Порядок награждения ведомственными наградами Министерства транспорта Российской Федерации (приложение N 23 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N130).
Согласно пункту 3 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства транспорта Российской Федерации (приложение N 23 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N130) награждение ведомственными наградами производилось за заслуги и достижения в области транспорта, дорожного хозяйства, контроля и надзора на транспорте; за значительный вклад в развитие производственно-экономической, научной, научно-образовательной, научно-технической, инновационной деятельности; за успехи по формированию и реализации государственной транспортной политики, достижение наивысших показателей при выполнении государственных программ развития транспортных перевозок и строительства транспортной инфраструктуры и регулирования рынков транспортных услуг; за отдельные выдающиеся достижения в области развития транспорта, дорожного хозяйства, транспортного образования и науки; за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных со спасением людей с риском для жизни и проявленными при этом мужеством и самоотверженностью; по указанию Министра.
При этом пунктом 5 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства транспорта Российской Федерации установлена определенная последовательность в награждении ведомственными наградами.
Нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" III степени, которым Валеев Р. был награжден 28 апреля 20199 года, в перечень ведомственных наград, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N 130, не входил.
Нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" был учрежден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 80 "Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации" (действовавшим на момент награждения истца нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" III степени и до 19 декабря 2016 года - даты вступления в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N285 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации") в числе других аналогичных нагрудных знаков ("За безаварийный налет часов", "За безаварийную работу на морском транспорте", "За безаварийную работу на речном транспорте", "За безаварийную работу на железнодорожном транспорте", "За безаварийное управление воздушным движением") в целях обеспечения безопасности на автомобильном, воздушном, городском электрическом, морском и внутреннем водном транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, а также популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 80 также было утверждено Положение о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу", в соответствии с пунктом 1 которого данный нагрудный знак являлся одной из форм поощрения, популяризации и пропаганды опыта водителей автомобильного и городского электрического транспорта, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу.
Пунктом 2 этого положения предусмотрено, что нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" имеет три степени, высшей степенью знака отличия является I степень.
Знак отличия "За безаварийную работу" вручается водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, грузовых и легковых автомобилей, работающим в организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях автомобильного и городского электрического транспорта независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, а также водителям-предпринимателям без образования юридического лица, не допустившим случаев нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекших дорожно-транспортные происшествия, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности при эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации (пункт 3 Положения о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу").
Знак отличия "За безаварийную работу" III степени вручается от имени Министерства транспорта Российской Федерации на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта водителям автомобильного транспорта, под управлением которых общий пробег транспортного средства (транспортных средств) без аварий составил свыше 200 тыс. км, и водителям городского электрического транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 150 тыс. км (абзац четвертый пункта 3 Положения о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу").
Исходя из изложенного нагрудный знак "За безаварийную работу" III степени, которым был награжден истец, относился к категории знаков отличия, учрежденных в целях обеспечения безопасности на транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, и является одной из форм поощрения водителей автомобильного и городского электрического транспорта. Этот знак отличия не поименован в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N 130 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации" и, соответственно, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанции, не мог быть отнесен к ведомственным наградам, учитываемым по состоянию на 30 июня 2016 года при разрешении вопроса о присвоении заявителю звания "Ветеран труда".
Доводы кассационной жалобы Валеева Р. о том, что он награжден ведомственной наградой в установленном порядке во время действия закона в старой редакции, и на момент обращения за присвоением звания имел необходимый трудовой стаж, следовательно, имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" по основаниям, предусмотренным до 30 июня 2016 года; утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного указанной статьей закона, что недопустимо отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Данные доводы по существу сводятся к субъективному толкованию заявителем норм материального права, которое не может являться основанием для отмены принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Валеева Рашида - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.