Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-452/2021 по иску Департамента здравоохранения Курганской области к Нуховой Екатерине Анатольевне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и по встречному иску Нуховой Екатерины Анатольевны к Департаменту здравоохранения Курганской области о признании условий договора с медицинским работником дискриминационными и недействительными
по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 13 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент здравоохранения Курганской области (далее - Департамент) обратился в суд с исковым заявлением к Нуховой Е.А. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 890 470 руб. 97 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 25 октября 2013 года между Департаментом и ответчиком заключен договор о предоставлении Нуховой Е.А. единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей. В рамках указанного договора Департамент выплатил Нуховой Е.А. 1 000 000 рублей, а Нухова Е.А. обязалась отработать по медицинской специальности не менее пяти лет в Государственном бюджетном учреждении "Сафакулевская центральная районная больница". Департамент свои обязательства исполнил в полном объеме, Нухова Е.А. от исполнения добровольно взятых на себя обязательств уклонилась, уволившись с работы по собственному желанию 05 ноября 2019 года, не возвратив часть компенсационной выплаты. В связи с этим истец вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Просит взыскать с ответчика часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному Нуховой Е.А. времени.
Ответчик Нухова Е.А. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Департаменту, в котором просила признать положения пункта 2 договора от 25 октября 2013 года, заключенного между ней и Департаментом, в части невключения времени пребывания медицинского работника в дородовом и послеродовом отпусках, и в отпуске по уходу за ребенком в пятилетний стаж работы в Сафакулевской Центральной районной больнице Курганской области, дискриминационными и не соответствующими законодательству.
Мотивировала свои требования тем, что периоды ее нахождения на листе нетрудоспособности по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, включаются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Считает, что оспариваемые условия договора свидетельствуют о преимущественных правах медицинского работника мужского пола над женщиной, и поэтому является дискриминацией. Возврат части единовременной компенсационной выплаты предусмотрен при прекращении трудового договора до истечения пятилетнего срока работы.
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 20 января 2021 года исковое заявление Департамента здравоохранения Курганской области удовлетворено. С Нуховой Е.А. в пользу Департамента здравоохранения Курганской области в счет возмещения части единовременной компенсационной выплаты взыскано 890 470 руб. 97 коп. С Нуховой Е.А. в доход бюджета муниципального образования Куртамышский район Курганской области взыскана государственная пошлина в размере 12 104 руб. 71 коп. В удовлетворении встречного искового заявления Нуховой Е.А. отказано в связи с истечением срока исковой давности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27 апреля 2021 года решение Куртамышского районного суда Курганской области от 20 января 2021 года отменено. Дело возвращено в Куртамышский районный суд Курганской области для рассмотрения по существу.
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 13 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 сентября 2021 года, встречное исковое заявление Нуховой Екатерины Анатольевны к Департаменту здравоохранения Курганской области удовлетворено.
Подпункт 2 части 2 договора, заключенного между Департаментом здравоохранения Курганской области и Нуховой Екатериной Анатольевной, в части не включения времени пребывания медицинского работника в декретном отпуске (дородовом и послеродовом) и в отпуске по уходу за ребенком) в период работы в учреждении признан, не соответствующим законодательству Российской Федерации.
В удовлетворении искового заявления Департамента здравоохранения Курганской области к Нуховой Екатерине Анатольевне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 890 470 рублей 97 копеек отказано.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 августа 2013 года Нухова Е.А. на основании трудового договора N 80 от 19 августа 2012 года была принята на работу в Государственное бюджетное учреждение "Сафакулевская Центральная районная больница" на должность заведующего педиатрическим отделением, врача-педиатра.
25 октября 2013 года между Департаментом здравоохранения Курганской области и Нуховой Е.А. заключен договор как с медицинским работником, соответствующим требованиям, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Предметом настоящего договора является предоставление единовременной компенсационной выплаты из областного бюджета медицинскому работнику в размере 1 000 000 руб. путем перечисления на счет в банке, указанный в настоящем договоре, в течение 30 дней с момента заключения настоящего договора (пункт 1 договора).
Пунктом 2 договора стороны определили обязанности медицинского работника: - отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с Государственным бюджетным учреждением "Сафакулевская Центральная районная больница" (в период работы в учреждении не включаются время пребывания медицинского работника в декретном отпуске (дородовом и послеродовом) и в отпуске по уходу за ребенком); - вернуть в бюджет Курганской области часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Факт перечисления истцом ответчику единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. подтверждается платежными поручениями N 4775743 и N 4775745 от 15.11.2013 и не оспаривается ответчиком.
Приказом N 234-к от 01 ноября 2019 года Нухова Е.А. уволена с работы с 05 ноября 2019 года по собственному желанию на основании представленного ею 29 октября 2019 года заявления.
28 апреля 2020 года Департаментом в адрес Нуховой Е.А. направлена претензия о возмещении части единовременной компенсационной выплаты в размере 890 470 руб. 975 коп. в течение 30 дней с момента ее получения, которая последней оставлена без ответа.
Расчет суммы возврата произведен Департаментом с учетом периода нахождения Нуховой Е.А. в отпуске по беременности и родам с 07 марта 2014 года по 24 июля 2014 года, с 25 июля 2014 года по 09 августа 2014 года, с 09 сентября 2016 года по 26 января 2017 года, с 27 января 2017 года по 11 февраля 2017 года, и в отпуске по уходу за ребенком с 10 августа 2014 года по 19 ноября 2015 года, с 20 ноября 2015 года по 19 мая 2017 года, с 12 февраля 2017 года по 05 мая 2018 года, с 06 мая 2018 года до 05 ноября 2019 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условие пункта 2 оспариваемого договора, предусматривающее исключение времени пребывания медицинского работника в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком из пятилетнего периода работы в медицинском учреждении, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим выплату в связи с чем, исковые требования Департамента здравоохранения Курганской области оставил без удовлетворения.
При этом оценивая доводы сторон, указал, что заключенный 25 октября 2013 года договор не содержит норм, допускающих проявление дискриминации, поскольку не предоставляет никаких преимуществ одного субъекта над другим, заключается в одной редакции со всеми медицинскими работниками независимо от мужского или женского пола.
Вместе с тем, ссылаясь на положения Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановление Правительства Курганской области от 12 марта 2013 года N78 "Об осуществлении в 2013 - 2014 годах единовременных компенсационных выплат медицинским работникам" (в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) отметил, что законодательством не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать в связи с получением выплаты, на период нахождения медицинского работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.
Кроме того, суд указал, что предоставление отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком является предусмотренной законом социальной гарантией и нахождение в таких отпусках не может служить основанием для исключения этих периодов из пятилетнего срока необходимой отработки.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия также соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой Департамент здравоохранения Курганской области вновь повторяет свою позицию, изложенную в нижестоящих судах и настаивает на том, что Нухова Е.А. не исполнила цель предоставления меры социальной поддержки, государственная задача повышения качества и доступности медицинской помощи оказываемой Нуховой Е.А, не исполнена, не влечет отмену судебных постановлений, поскольку действие договора не продлевалось на период неисполнения Нуховой Е.А. трудовой функции, в связи с чем у нее не возникает обязательства по возврату компенсационной выплаты при увольнении с работы по истечении пяти лет со дня заключения договора.
В силу части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции) в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 данной статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 данной статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 этой статьи, по форме, установленной Федеральным фондом; 3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 данной статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение
пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" данного пункта.
Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты определен постановлением Правительства Курганской области от 12 марта 2013 года N78 "Об осуществлении в 2013 - 2014 годах единовременных компенсационных выплат медицинским работникам" (вместе с "Положением о порядке заключения договоров в 2013 - 2014 годах с медицинскими работниками, указанными в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", после заключения ими трудового договора с медицинской организацией, подведомственной Департаменту здравоохранения Курганской области")
В соответствии с пунктами 2, 4 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, обязанным заключать договоры с медицинскими работниками, является Департамент здравоохранения Курганской области, который принимает решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора в течение десяти дней со дня подачи заявления о заключении договора
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 2 от 25 октября 2013 года Нухова Е.А. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников в соответствии с трудовым договором; возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной Нуховой Е.А. на основании договора от 25 октября 2013 года, и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно подпункту 1 пункта договора Нухова Е.А. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет.
Таким образом, ни законодательством, ни заключенным с Нуховой Е.А. договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единой компенсационной выплаты в размере 1 миллиона рублей, на период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.
Судами первой и апелляционной инстанций верно применены к спорным отношениям нормативные положения Трудового кодекса Российской Федерации, в результате чего при рассмотрении дела ими правильно определена правовая природа заключенного 25 октября 2013 года между Департаментом здравоохранения области и Нуховой Е.А. договора, следовательно, вывод судебных инстанций о том, что положения Трудового кодекса Российской Федерации влияют на гражданско-правовые обязательства ответчика по договору, является правомерным.
Довод жалобы о том, что решением Куртамышского районного суда Курганской области от 13 июля 2021 года допущена опечатка, а именно подпункт 2 пункта 2 договора, заключенным между Департаментом здравоохранения и Нуховой Екатериной Анатольевной, в части не включения времени пребывания медицинского работника в декретном отпуске (дородовом и послеродовом) и в отпуске по уходу за ребенком) в период работы в учреждении, а не подпункт 1 пункта 2 признан не соответствующим законодательству Российской Федерации отмену судебного акта не влечет, поскольку из судебных постановлений ясно какой пункт договора был признан недействительным.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 13 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.