Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карповой О.Н., рассмотрев единолично кассационную жалобу Хомич Людмилы Степановны на решение мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Перми от 17 июня 2021 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2021 г., вынесенные по гражданскому делу N 2-1535/2021 по иску Хомич Людмилы Степановны к Государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" о взыскании денежной выплаты на оздоровление,
УСТАНОВИЛ:
Хомич Л.С. обратилась с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" (далее - ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края") о взыскании единовременной денежной выплаты на оздоровление ветеранам труда с учетом индексации за 2018 г. в размере 6 383, 79 руб, за 2019 г. - 6 781, 30 руб.
В обоснование заявленных требований Хомич Л.С. ссылалась на то, что в апреле 2020 г. она направила в адрес территориального отдела ГКУ "Центр социальных выплат компенсаций Пермского края" по Мотовилихинскому району г. Перми заявление об осуществлении ежегодной денежной выплаты на оздоровление в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 146-ПК "О ветеранах труда Пермского края", постановлением Правительства Пермского края от 13 февраля 2013 г. N 52-п "О реализации Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. 16-ПК "О ветеранах труда Пермского края" за 2018 г, 2019 г, 2020 г. 16 июня 2020 г. ей была перечислена выплата в размере 7 052, 55 руб. Согласно письменного ответа на ее обращение правовых оснований для выплаты за 2018 г. и 2019 г. не имеется. С указанным решением истец не согласна, поскольку является ветераном труда Пермского края с 2015 г. До 2017 г. она работала и на указанную выплату претендовать не могла. Однако с 22 сентября 2017 г. она нигде не работает, иного заработка не имеет, другими льготами не пользуется, в связи с чем ей ежегодно полагается выплата на поддержание здоровья. Общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истек.
Решением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Перми от 17 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2021 г, в удовлетворении исковых требований Хомич Л.С. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Хомич Л.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит оставить жалобу без удовлетворения как необоснованную.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания. О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Хомич Л.С. присвоено звание "Ветеран труда Пермского края".
10 апреля 2020 г. истец обратилась в ГКУ "Центр социальных выплат компенсаций Пермского края" по Мотовилихинскому району г. Перми с заявлением о получении ежегодной денежной выплаты на оздоровление за 2018 г, 2019 г, 2020 г.
Хомич Л.С. была назначена указанная выплата за 2020 г. в размере 7052, 55 руб, которая была выплачена в июне 2020 г. Правовые основания для осуществления выплат за 2018 г. и 2019 г. отсутствовали.
Не согласившись с отказом в получении ежегодной денежной выплаты на оздоровление за 2018 г, 2019 г, Хомич Л.С. обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 146-ПК "О ветеранах труда Пермского края", Порядка осуществления социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты, утвержденного постановлением Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 146-ПК "О ветеранах труда Пермского края", исходил из того, что действующим законодательством предусмотрено, что ежегодная денежная выплата на оздоровление назначается и выплачивается в заявительном порядке только за текущий обращению календарный год. Хомич Л.С. имеет право на получение указанной социальной выплаты с момента обращения с заявлением о ее назначении (10 апреля 2020 г.) за 2020 г. Ранее в 2018 г, 2019 г. Хомич Л.С. с заявлениями не обращалась, решение об отказе в предоставлении таких мер в отношении истца не выносилось.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов являются правильными, мотивированными, вопреки суждениям заявителя жалобы, основаны на верном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 4 Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 146-ПК "О ветеранах труда Пермского края" предусмотрено, что ветеранам труда Пермского края предоставляется мера социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты в размере 5 000 рублей с последующей ежегодной индексацией. Ветеранам труда Пермского края, имеющим право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами и законами Пермской области и Пермского края, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору получателя.
Абзацами 1 - 4 пункта 4 Порядка осуществления социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 13 февраля 2013 г. N 52-п "О реализации Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 146-ПК "О ветеранах труда Пермского края" в редакции, действовавшей в спорный период (далее по тексту - Порядок), установлено, что ежегодная денежная выплата назначается подведомственным Министерству социального развития Пермского края учреждением в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (далее - уполномоченная организация) по месту жительства граждан на основании заявления по форме согласно приложению к настоящему Порядку и следующих документов: копии документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с предъявлением оригинала; копии удостоверения ветерана труда Пермского края с предъявлением оригинала; документов, подтверждающих доход гражданина за двенадцать последних месяцев, предшествовавших месяцу обращения (далее по тексту - расчетный период) (при отсутствии дохода представляется копия трудовой книжки, при отсутствии трудовой книжки - сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающие отсутствие дохода).
Согласно пункту 4(2) Порядка, решение о назначении (об отказе в назначении) ежегодной денежной выплаты принимается уполномоченной организацией в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления с полным комплектом документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, в том числе полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Ежегодная денежная выплата назначается сроком на один год с 1 января по 31 декабря текущего года, но не ранее возникновения на нее права и выплачивается один раз в год в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о ее назначении.
Вопреки доводам кассационной жалобы, приведенные правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами истолкованы и применены правильно. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Установив, что Хомич С.В. в 2018 г, 2019 г. с заявлениями о предоставлении ежегодной денежной выплаты на оздоровление с необходимыми документами в уполномоченную организацию не обращалась, выплаты за указанные годы ей не назначались, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы Хомич Л.С. о несогласии с выводами судов судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Перми от 17 июня 2021 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хомич Людмилы Степановны - без удовлетворения.
Судья Карпова О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.