Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1353/2021 по иску Шевченко Светланы Леонидовны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" о взыскании выплат стимулирующего характера, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шевченко С.Л. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее по тексту - ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье"), с учетом уточнений, о взыскании выплат стимулирующего характера за период с 24 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года в размере 57 500 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, компенсации морального вреда 50 000 руб, расходов по оплате услуг представителя в размере 17 500 руб.
В обоснование заявленных требований Шевченко С.Л. сослалась на то, что с "данные изъяты" года в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А Тверье", медсанчасть N 2, с 10 января 2005 года занимает должность "данные изъяты". Согласно выписке из приказа от 24 апреля 2020 года N 91-пер "О переводе работников на другую работу" отделение лучевой диагностики N 1, рентгенологический кабинет переведен в круглосуточный стационар, в отделение по оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19 на срок с 24 апреля 2020 года по 23 мая 2020 года, с записью в трудовой книжке, таким образом, у нее изменились условия трудового договора. На основании дополнительного соглашения к трудовому договору с 24 мая 2020 года она была переведена на должность "данные изъяты" в отделение по оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19. Согласно приказу Министерства здравоохранения Пермского края о 24 апреля 2020 года N СЭД-34-01-05-331 "О внесении изменений во временную схему маршрутизации взрослого населения с внебольничной пневмонией в государственные учреждения здравоохранения Пермского края от 10 апреля 2020 года, с 24 апреля 2020 года ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А.
Тверье" выполняет КТ-исследования на догоспитальном этапе для пациентов с внебольничной пневмонией, ОРВИ, COVID-19, поступающих путем медицинской эвакуации бригадами скорой медицинской помощи на стационарное лечение. С 24 апреля 2020 года она выполняла свои трудовые обязанности в новых условиях труда, что подтверждается пунктом 4 дополнительного соглашения от 24 апреля 2020 года к трудовому договору от "данные изъяты" года. В ее должностные обязанности стало также входить осуществление диагностики заболеваний и повреждений на основе комплексного применения современных методов лучевой диагностики - рентгеновской компьютерной томографии, проведение лучевых исследований в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, обязательное ношение средств индивидуальной защиты (во время рабочей смены запрещается пить, есть и справлять физиологическую нужду). Кроме того, она осуществляет непосредственный контакт с больными, у которых выявлена новая короновирусная инфекция (каждая ее рабочая смена фиксировалась в журнале регистрации захода персонала в красную зону).
Решением Индустриального районного суда г. Перми от 02 июня 2021 года Шевченко С.Л. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 августа 2021 года решение Индустриального районного суда г. Перми от 02 июня 2021 года отменено, принято новое решение, которым с ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" в пользу Шевченко С.Л. взысканы выплаты стимулирующего характера за апрель 2020 года в размере 57 500 руб, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 17 500 руб.; с ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 2 225 руб, в остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода основания для отмены апелляционного определения имеются.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" является медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях. Отделение лучевой диагностики больницы включает в себя кабинет компьютерной томографии.
Шевченко С.Л. в соответствии с трудовым договором от "данные изъяты" принята на должность "данные изъяты" в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А Тверье, медсанчасть N 2", с 10 января 2005 года переведена на должность "данные изъяты", с 01 февраля 2020 года переведена в рентгеновский кабинет отделения лучевой диагностики N1 на должность "данные изъяты"
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 24 марта 2020 года N СЭД-34-01-05-203 утвержден Перечень медицинских организаций Пермского края, планируемых для оказания медицинской помощи в стационарных условиях для приема больных новой коронавирусной инфекцией, главным врачам предписано обеспечить перевод медицинских организаций, указанных в приложении к настоящему приказу, в режим готовности на прием пациентов с новой коронавирусной инфекцией в течение двух суток по особому указанию Министерства здравоохранения Пермского края.
ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" в перечень медицинских организаций, планируемых для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, для приема больных новой коронавирусной инфекций, утвержденный данным приказом, было включено дополнительно приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 27 марта 2020 года N СЭД-34-01-05-220.
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 23 апреля 2020 года N СЭД-34-01-05-319 определен коечный фонд медицинских организаций для лечения больных новой коронавирусной инфекцией, где ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" определено 180 коек в лечебном корпусе по адресу г. Пермь, ул. Никулина, 10.
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 30 апреля 2020 года N СЭД-З4-01-05-361 ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" поручено организовать функционирование отделения по оказанию медицинской помощи пациентам с СОVID-19 с 01 мая 2020 года.
Также судом первой инстанции установлено, что приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 10 апреля 2020 N СЭД-34-01-05-286 была утверждена временная схема маршрутизации взрослого населения с внебольничной пневмонией в государственные учреждения здравоохранения Пермского края. К данному приказу утверждено приложение N1, в соответствии с которым определены лечебные учреждения, в которые доставляются пациенты для проведения компьютерной томографии на догоспитальном этапе, и перечень учреждений для госпитализации. ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" в указанные перечни включено не было.
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 23 апреля 2020 года N СЭД-34-01-05-286 внесены изменения во временную схему маршрутизации взрослого населения с внебольничной пневмонией в государственные учреждения здравоохранения Пермского края. Согласно приложению к приказу пациентов с Краснокамского городского округа, Нытвенского, Оханского, Частинского, Большесосновского, Очерского, Верещагинского, Сивинского, Карагайского районов, Кировского и Дзержинского районов г. Перми предписано госпитализировать в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга", проведение компьютерной томографии на догоспитальном этапе пациентам указанных районов была возложена на ГАУЗ Пермского края "Пермский краевой клинический госпиталь для ветеранов войн".
Согласно письму Министерства здравоохранения Пермского края от 24 апреля 2020 года в связи с поломкой компьютерного томографа в ГАУЗ Пермского края "Пермский краевой клинический госпиталь для ветеранов войн" проведение компьютерной томографии при госпитализации пациентов с внебольничной пневмонией и ОРВИ в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга" на догоспитальном этапе возложено на ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" по адресу г. Пермь, ул. Никулина? 10.
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 24 апреля 2020 года N СЭД-34-01-05-331 внесены изменения во временную схему маршрутизации взрослого населения с внебольничной пневмонией в государственные учреждения здравоохранения Пермского края, в соответствии с которыми компьютерную томографию на догоспитальном этапе осуществляет ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье", госпитализация пациентом, у которых подтверждена коронавирусная инфекция, осуществляется в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга".
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 30 апреля 2020 года N СЭД-34-01-05.1-3 внесены изменения во временную схему маршрутизации взрослого населения с внебольничной пневмонией в государственные учреждения здравоохранения Пермского края, в соответствии с которыми пациентов с Краснокамского городского округа, Нытвенского, Оханского, Частинского, Большесосновского, Очерского, Верещагинского, Сивинского, Карагайского районов, Кировского и Дзержинского районов г. Перми надлежит госпитализировать в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье".
С учетом изложенного судом установлено, что в период с 24 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года при медицинской эвакуации, бригадой скорой помощи пациентам с подозрением на внебольничную пневмонию предварительно осуществлялась компьютерная томография в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье", в последующем пациентов немедленно транспортировали в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга", где они поступали на стационарное лечение в этот же день.
Судом первой инстанции установлено, что 23 апреля 2020 года Шевченко С.Л. подала работодателю заявление о принятии ее на условиях внутреннего совместительства на должность ренгенлаборанта в отделение по оказанию помощи пациентам с COVID-19 (инфекционное) с 24 апреля 2020 года.
Приказом от 24 апреля 2020 года N 91-пер Шевченко С.Л. переведена из параклинической службы отделения лучевой диагностики N 1 в стационар в отделение по оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19 с 24 апреля 2020 года по 23 мая 2020 года на должность "данные изъяты".
Согласно дополнительному соглашению от 06 мая 2020 года к трудовому договору от "данные изъяты" года, заключенному с Шевченко С.Л, стороны трудового договора договорились о переводе работника на должность рентгенлаборанта в отделение по оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19, работник приступает к работе с 24 апреля 2020 года на срок до одного месяца.
Приказом от 07 мая 2020 года N 142-с Шевченко С.Л. разрешена работа по совместительству (внутреннему) с 24 апреля 2020 года в круглосуточном стационаре, отделение по оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19.
Согласно дополнительному соглашению от 24 мая 2020 года, к трудовому договору от "данные изъяты" года, Шевченко С.Л. переведена на должность "данные изъяты" в отделение по оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19 с 24 мая 2020 года на срок действия временного штатного расписания.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что отделение по оказанию медицинской помощи (в том числе компьютерной томографии) пациентам с COVID-19 в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" было создано с 24 апреля 2020 года и находилось в стадии перепрофилирования и ремонта, фактически отделение стало принимать пациентов с коронавирусной инфекцией на стационарное лечение с 01 мая 2020 года; в период с 24 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года КТ-исследования в указанном отделении в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" осуществлялось на догоспитальном этапе; пациенты с подтвержденным диагнозом "внебольничная пневмония" госпитализировались в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга"; оказываемая истцом медицинская помощь относится к первичной медико-санитарной помощи, осуществляемой амбулаторно, в связи с чем оснований для выплат ей стимулирующего характера, установленных Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, не имелось.
Апелляционная инстанция с данным выводом суда первой инстанции не согласилась. Отменяя решение и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", исходил из того, что условия и характер работы, а также должностные обязанности истца в период с 24 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года и после 01 мая 2020 года, когда в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" были окончены ремонтные и организационные работы по перепрофилированию помещений в стационар для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19, не изменились; истцу во время рабочей смены запрещалось пить, есть и справлять физиологическую нужду, медперсонал носил маски, защитные костюмы, подгузники; истцу был установлен класс условий труда 3.1 (работа с патогенными микроорганизмами); материалы дела не содержат доказательств того, что истец ознакомлена с приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 23 апреля 2020 года N СЭД-34-01-05-324 и письмом Министерства здравоохранения Пермского края от 24 апреля 2020 года о том, что проведение КТ-исследований пациентов будет осуществляться не в стационарных условиях, а на догоспитальном этапе амбулаторно; то обстоятельство, что пациентов, доставленных бригадой скорой помощи для проведения КТ-исследований в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье", не оставляли там же в стационаре, так как стационар находился на ремонте, а транспортировали в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. С.Н.
Гринберга" для оказания специализированной стационарной помощи, не свидетельствует о том, что истец оказывала амбулаторную помощь, которая не предполагает круглосуточного медицинского наблюдения, в связи с чем пришел к выводу, что Шевченко С.Л. приступила к выполнению трудовых обязанностей в должности "данные изъяты" в отделении по оказанию помощи пациентам с COVID-19 (инфекционное), являлась медицинским работником стационарного подразделения, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусной инфекцией COVID-19, в связи с чем имеет право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484.
Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции, установив факт нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в отказе в выплате стимулирующего характера, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных нравственных страданий, принципы разумности и справедливости, пришел к выводу, что компенсация в размере 10 000 руб. является достаточной.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме в части возмещения расходов на оплату услуг представителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 (действовало до 01 ноября 2020 года) утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее по тексту - Правила).
Пунктом 10 указанных Правил выплаты стимулирующего характера предусмотрены, в том числе, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи.
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Выплаты работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, размеры указанных выплат установлены Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинскими и иными работниками, непосредственно участвующими в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484.
Согласно пункту 11 указанных Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с указанным в пункте 12 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц; оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
Из указанных нормативных положений, а также из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письмах от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, следует, что стимулирующие выплаты, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля N 484, предусмотрены медицинским работникам стационаров, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях медицинских организаций, перепрофилированных для лечения больных с коронавирусной инфекцией COVID-19, а также работникам, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Стимулирующие выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 подлежат выплате медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную, специализированную, работающих в медицинских организациях, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, по фактически отработанному времени.
При разрешении настоящего спора и установлении права истца на получение стимулирующих выплат, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судами, являлся факт оказания истцом в период с 24 по 30 апреля 2020 года медицинской помощи больным с коронавирусной инфекций в условиях стационарного отделения перепрофилированного для лечения больных с коронавирусной инфекцией COVID-19.
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о подтверждении указанного факта, только на том основании, что с 24 апреля 2020 года истец приказом ответчика была переведена в такое отделение, не учел, что для получения соответствующих стимулирующих выплат правовое значение имеет фактическое оказание медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией непосредственно в стационарных условиях соответствующего отделения медицинской организации. Ссылки суда апелляционной инстанции на не ознакомление истца с приказами Министерства здравоохранения Пермского края и на не имеющие значение, по мнению суда, обстоятельство направления пациентов с подтвержденным диагнозом "внебольничная пневмония" в другое медицинское учреждение, судебная коллегия полагает несостоятельными.
Судом без должной оценки и внимания оставлено то обстоятельство, что инфекционное отделение (для лечения коронавирусной инфекции) в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Пермского края от 24 марта 2020 года N СЭД-34-01-05-203, от 27 марта 2020 года N СЭД-34-01-05-220, от 23 апреля 2020 года N СЭД-34-01-05-319, от 30 апреля 2020 года N СЭД-З4-01-05-361 в ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" стало принимать пациентов на стационарное лечение с 01 мая 2020 года. Проведение КТ-исследований на догоспитальном этапе больница осуществляла в период с 24 по 30 апреля 2020 года по распоряжению Министерства здравоохранения Пермского края по причине поломки оборудования в ГАУЗ Пермского края "Пермский краевой клинический госпиталь для ветеранов войн".
Также судом апелляционной инстанции не принято во внимание и не оценено Положение об инфекционном отделении (для лечения коронавирусной инфекции), утвержденное приказом главврача ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" от 24 апреля 2020 года N 01-04/255, в соответствии с которым прием пациентов и оказание им медицинской помощи в объеме проведения компьютерной томографии проводится с 24 апреля 2020 года на догоспитальном этапе (л.д. 126-127том 1).
Кроме того, судом апелляционной инстанции не дана оценка условиям дополнительного соглашения от 06 мая 2020 года к трудовому договору, заключенному с Шевченко С.Л, в соответствии с которым ей устанавливается дополнительная стимулирующая выплата за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, за фактически установленное время, связанное с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Порядок и размеры выплаты за особые условия труда установлен приказом от 16 июня 2020 года N 01-04/239 "Об установлении выплат стимулирующего и компенсационного характера работникам инфекционного отделения", с которым Шевченко С.Л. была ознакомлена до подписания дополнительного соглашения (л.д. 89-91 том 1).
Оставлен без внимания и оценки факт ведения ответчиком учета фактически отработанного времени Шевченко С.Л. с пациентами, у которых подтверждена новая коронавирусная инфекция, в апреле 2020 года (л.д. 123 том 1) (в апреле 2020 года Шевченко С.Л. работала с двумя такими пациентами по 60 минут с каждым), также как и доводы представителя ответчика о том, что больница в апреле 2020 года не получала денежных средств из федерального бюджета на производство выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484.
Приказ от 16 июня 2020 года N 01-04/239 судом не истребован и не исследован, факт начисления и выплаты Шевченко С.Л. в соответствии с данным приказом стимулирующих выплат за апрель 2020 года и их размер не установлен. Вместе с тем производство работнику стимулирующих выплат одновременно по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 и по постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Указанным требованиям апелляционное определение не отвечает, оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 августа 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.