Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-981/2021 по иску Барановой Илоны Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии, по кассационной жалобе Барановой Илоны Александровны на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 02 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баранова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области (далее - пенсионный орган) о признании решения от 11 марта 2021 года N N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным; возложении на пенсионный орган обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления педагогической деятельности в организациях для детей: с 01 марта 2003 года по 31 августа 2009 года в качестве педагога дополнительного образования в муниципальной общеобразовательной школе - интернате "Школа-интернат N53 среднего (полного) общего образования"; 01 сентября 2009 года по 29 ноября 2009 года, 01 декабря 2009 года по 10 января 2010 года, 13 января 2010 года по 21 марта 2010 года, 17 апреля 2010 года по 28 апреля 2010 года, 30 апреля 2010 года по 31 августа 2010 года в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной и спортивной работе в муниципальной общеобразовательной школе - интернате "Школа-интернат N 53 среднего (полного) общего образования"; нахождения в служебных командировках 30 ноября 2009 года, с 11 января 2010 года по 12 января 2010 года, 22 марта 2010 года по 16 апреля 2010 года, 29 апреля 2010 года; назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения соответствующего права.
В обоснование требований указала, что в оспариваемые периоды осуществляла педагогическую деятельность в организациях для детей, а также направлялась работодателем в служебные командировки, на время которых за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд. Полагая, что у неё возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, она 23 декабря 2020 года обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от 11 марта 2021 года N N ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку ею не выработан необходимый стаж. Считала решение пенсионного органа неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды осуществления истцом педагогической деятельности в организациях для детей.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 02 июля 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Новоуральске Свердловской области N N от 11 марта 2021 года в части отказа Барановой И.А. во включении в специальный страховой стаж периодов работы 30 ноября 2009 год, с 22 марта 2010 года по 16 апреля 2010 года, 29 апреля 2010 год заместителем директора по учебно-воспитательной и спортивной работе муниципальной общеобразовательной школы-интернат "Школа-интернат N 53 среднего (полного) общего образования. Возложена обязанность на ГУ УПФ РФ в городе Новоуральске Свердловской области по зачету в стаж работы Барановой И.А, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", указанных периодов. В остальной части исковые требования Барановой И.А. оставлены без удовлетворения. Взыскана с ГУ УПФ РФ в городе Новоуральске Свердловской области в пользу Барановой И.А. государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 сентября 2021 года решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 02 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм судами материального и процессуального права.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года в связи с реорганизацией произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Баранова И.А. 23 декабря 2020 года обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области от 11 марта 2021 года N N Барановой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный фонд не включил спорные периоды осуществления Барановой И.А. трудовой деятельности по мотиву документального не подтверждения льготного характера работы, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Общая продолжительность трудовой деятельности Барановой И.А, зачтенная пенсионным органом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составила 18 лет 04 месяца 09 дней.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента, установленного в 2020 году, составила более 18, 6 (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пенсионным органом 09 июня 2021 года принято дополнение к решению от 11 марта 2021 года N1599813/20, которым застрахованному лицу в специальный стаж включены периоды работы с 01 сентября 2009 года по 29 ноября 2009 года, 01 декабря 2009 года по 21 марта 2010 года, 17 апреля 2010 года по 28 апреля 2010 года, 30 апреля 2010 года по 31 августа 2010 года в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной и спортивной работе в муниципальной общеобразовательной школе - интернате "Школа-интернат N53 среднего (полного) общего образования".
Общая продолжительность трудовой деятельности Барановой И.А, зачтенная пенсионным органом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составила 19 лет 03 месяца 12 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части включения Барановой И.А. в специальный стаж периодов нахождения в служебных командировках 30 ноября 2009 года, с 22 марта 2010 года по 16 апреля 2010 года, 29 апреля 2010 года, суд первой инстанции, руководствуясь принятым пенсионным органом дополнительным решением от 09 июня 2021 года, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, в частности положениями статей 165, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, фактических обстоятельств дела, исходил из того, что периоды нахождения в служебных командировках, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж указанных периодов влечет необоснованное ограничение пенсионных прав Барановой И.А. Нахождение истца в служебных командировках имело место в периоды ее трудовой деятельности в должностях и учреждениях, поименованных в списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поэтому исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что пенсионным органом, при наличии документального подтверждения занятости Барановой И.А. в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками, при принятии решения от 11 марта 2021 года N1599813/20, не учтено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о включении в стаж педагогической деятельности периода работы с 01 марта 2003 года по 31 августа 2009 года в качестве педагога дополнительного образования в муниципальной общеобразовательной школе - интернате "Школа-интернат N53 среднего (полного) общего образования", суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что спорный период не может быть включен в специальный стаж, так как работа педагогом дополнительного образования подлежит включению в специальный стаж при условии ее выполнения в учреждениях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование учреждений", а именно, в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях), поименованных в списке, в то время как в спорный период работа педагогом дополнительного образования осуществлялась истцом в общеобразовательном учреждении - школе - интернате, включенном в пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список N 781).
Установив, что требуемый стаж педагогической деятельности истцом не приобретен, поскольку с учетом оспариваемых истцом периодов (27 дней) и периода работы (19 лет 03 месяца 12 дней), включенного ответчиком, специальный стаж работы истца на момент обращения в пенсионный орган составляет 19 лет 04 месяца 09 дней, руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 годаN 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст.1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, в судебном порядке может быть решен вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям и профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж только при неправильном наименовании работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Баранова И.А. указывает, что не согласна в части отказа во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 01 марта 2003 года по 31 августа 2009 года в качестве педагога дополнительного образования в муниципальной общеобразовательной школе - интернате "Школа-интернат N53 среднего (полного) общего образования", поскольку педагог дополнительного образования осуществляет педагогическую деятельность с детьми, независимо от их возраста. Должностная инструкция педагога дополнительного образования, утвержденная директором МОШ "Школа - интернат N 53", где осуществлялась трудовая деятельность истца, также указывает на должностные обязанности, связанные с педагогической деятельностью. Иные письменные доказательства (представления на присвоение квалификационной категории, приказы о зачислении воспитанников группы дополнительного образования, свидетельства, удостоверения) также указывают о ведении истцом педагогической деятельности в учреждении для детей. Должность "педагог дополнительного образования" предусмотрена разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Ф от 29 октября 2002 года N 781, при этом данная должность предусмотрена штатным расписанием образовательного учреждения - школой - интернатом, где дети находятся на постоянной основе, круглосуточно, посещение дополнительных образовательных учреждений за пределами школы-интерната не предусмотрено. При этом муниципальная общеобразовательная школа - интернат "Школа - интернат N 53 среднего (полного) общего образования" также отнесена к общеобразовательным учреждениям, поименованным в списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Ф от 29 октября 2002 года N 781.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Проверяя законность решения суда и отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указал на то, что право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предоставлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, уполномоченным органом тождество должности "педагог дополнительного образования" должностям, поименованным в пункте 1 раздела "Наименование должностей" не устанавливалось, в связи с чем, требования истца о возложении обязанности на ответчика признать профессиональную деятельность истца в должности педагога дополнительного образования соответствующей педагогической деятельности по должностям, поименованным в пункте 1 раздела "Наименование должностей", и включении спорного периода работы в специальный стаж по основанию тождественности указанных выше профессий, не могут быть признаны обоснованными.
Суды правомерно отметили, что поскольку наименование учреждения, в котором истец осуществлял в спорный период с 01 сентября 2003 года по 31 августа 2009 года трудовую деятельность, соответствовало пунктом 1.2 раздела "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 (общеобразовательные школы - интернаты: школы - интернаты всех наименований), то её работа в качестве педагога дополнительного образования, т.е. должности, поименованной в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, не могла засчитываться в специальный стаж.
Сам по себе факт отнесения муниципальной общеобразовательной школы - интерната "Школа-интернат N 53 среднего (полного) общего образования" к общеобразовательным учреждениям, поименованным в пункте 1.2 списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, в силу положений пункта 3 соответствующих Правил, исключает возможность включения в специальный стаж спорного периода работы Барановой И.А. в качестве педагога дополнительного образования.
Согласно записям в трудовой книжке, уточняющей справке от 02 апреля 2021 года N152/01-15, должностной инструкции в период с 01 сентября 2003 года по 31 августа 2009 года Баранова И.А. осуществляла трудовую деятельность в качестве педагога дополнительного образования в муниципальной общеобразовательной школе - интернате "Школа-интернат N53 среднего (полного) общего образования".
Судами обоснованно отмечено, что доказательств, подтверждающих обстоятельства осуществления истцом в спорный период, имевший место с 01 сентября 2003 года по 31 августа 2009 года, трудовой деятельности непосредственно во внешкольном детском учреждении, или осуществления ею деятельности в качестве педагога, предусмотренной разделом 1 Списка N 781, не представлено.
Учитывая, что в спорный период Баранова И.А. являлась педагогом дополнительного образования не в учреждении дополнительного образования детей (внешкольном учреждении), а в общеобразовательной школе - интернате, суды, вопреки доводам кассационной жалобы, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода работы.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, а поскольку такие данные в материалах дела отсутствуют, суды, вопреки доводам кассационной жалобы, пришли к правильному выводу, что период работы истца в должности педагога дополнительного образования в муниципальной общеобразовательной школе - интернате "Школа-интернат N53 среднего (полного) общего образования" не подлежит зачету в специальный стаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.