Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Кольцюка В.М, Синьковской Л.Г, при помощнике Тютюнике Н.Н, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-132/2021 по апелляционной жалобе административного истца закрытого акционерного общества "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Московского областного суда от 16 марта 2021 года по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" о признании недействующим отдельного положения Закона Московской области N 220/2019-ОЗ от 5 ноября 2019 года "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснение представителя административного истца Емельянова Н.Д, представителя Московской областной Думы Бабкиной С.В, представителя Губернатора Московской области Горячевой Ю.И, представителя Министерства имущественных отношений Московской области Черняховской Л.В, заключение прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Законом Московской области N 220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года установлен базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год (далее Законом Московской области N 220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года).
Пунктом N Закона Московской области N 220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) для городского округа Лыткарино Московской области установлен в размере 65, 98 руб./кв.м.
Закон Московской области N 220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 8 ноября 2019 года, официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 ноября 2019 года, также в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 213, 13 ноября 2019 года.
Законом Московской области от 20 декабря 2019 N 269/2019-ОЗ в Закон Московской области N 220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года внесены изменения. Данный закон опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru - 25 декабря 2019 года.
Административный истец, являющийся арендатором земельного участка, площадью 56 628 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для размещения станционных строений и сооружений, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункт N Приложения к Закону Московской области N220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года, в части его применения к определению базового размера арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемом Законе Московской области N 220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года отсутствует отдельная норма, предусматривающая базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта. По мнению административного истца, применение общих базовых ставок, указанных в Приложении к оспариваемому закону, к земельным участкам, расположенным в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта, противоречит принципу экономической обоснованности, закрепленному в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Московского областного суда от 16 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ЗАО "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" к Московской областной Думе, Губернатору Московской области о признании не действующим пункта N Приложения к Закону Московской области N220/2019-ОЗ от 05 ноября 2019 года "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год", в части его применения к определению базового размера арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта, отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Емельянов Н.Д. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции принято без учета положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Кроме того, судом не принято во внимание, что цены на услуги административного истца являются государственно-регулируемыми и установление законодателем равной ставки для организаций с регулируемыми ценами и организаций, у которых цены не регулируются, нарушает принцип дифференциации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, представителями Московской областной Думы, Губернатора Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области представлены возражения об их несостоятельности и законности судебного акта.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Московской области порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, урегулирован Законом Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Статьей 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 части 1 названной статьи определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, осуществляется по формуле: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Часть 2 статьи 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предписывает, что базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", части 1 статьи 1 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области", пункта 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
По административному делу установлено, что 17 августа 2015 года между ЗАО "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" и Комитетом по управлению имуществом города Лыткарино Московской области заключен договор аренды N N земельного участка, с кадастровым номером N, площадью 56 628 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование: для размещения станционных строений и сооружений. Указанный земельный участок предоставлен административному истцу для размещения станционных зданий и сооружений. Согласно пункту 2.2 договора аренды, базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
Как указано в части 5 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
В подтверждение доводов о соблюдении при принятии оспариваемого закона положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" административным ответчиком представлено финансово - экономическое обоснование базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, подготовленного кафедрой Бухгалтерского учета, аудита, и налогообложения ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" на основании договора N N от 14 октября 2019 года, заключенного с Министерством имущественных отношений Московской области.
Из представленного финансово - экономического обоснования следует, что представленный проект оспариваемого Закона Московской области соответствует основным принципам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в том числе и принципу экономической обоснованности.
Так, действовавшая арендная плата за земельные участки коммерческого использования, находящиеся в собственности Московской области или государственной неразграниченной собственности, значительно (до 60%) ниже уровня рыночной арендной платы; для достижения баланса - обеспечения роста доходов консолидированного бюджета и посильности для бизнеса - увеличение базовой арендной платы на 3, 7% в 2020 году экономически обосновано прогнозируемым ростом индекса потребительских цен на 3, 7% по данным Министерства экономического развития Российской Федерации; арендная плата, увеличенная на 3, 7%, не превышает даже нижнюю границу рыночного диапазона арендной платы Московской области; доля арендной платы в составе расходов составляет менее от 0, 5% до 1, 5%.
С учетом анализа, предоставленного административным ответчиком финансово-экономического обоснования, судом указано, что повышение базовой арендной ставки (Аб) на 3, 7% для городского округа Лыткарино Московской области не нарушает принципы определения арендной платы, установленные федеральным законодательством, и является экономически-обоснованным.
Как правильно указал суд первой инстанции, экономическое обоснование содержит математические расчеты, анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков; при исследовании использовался метод сопоставления действующей и проектируемой арендной платы относительно действующих рыночных величин арендных ставок в Московской области; применен доходный подход, учитывающий финансово-экономическую составляющую типового бизнеса, который может быть реализован на этом земельном участке; базовые ставки арендной платы дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка; принята во внимание дифференциация видов разрешенного использования земельных участков, в связи с чем, указанный документ признан судом содержащим достоверное обоснование размера базовой ставки арендной платы.
Оценив указанное доказательство по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оно может считаться надлежащим экономическим обоснованием оспариваемой базовой ставки, так как вопреки доводам апелляционной жалобы оно содержит анализ факторов, влияющих на доходность земельных участков, а также выводы об экономической обоснованности размера базовой арендной ставки (Аб).
В обоснование заявленных требований административных истцом указано, что применение общих базовых ставок, указанных в Приложении к оспариваемому закону, к земельным участкам, расположенным в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта, противоречит принципу экономической обоснованности. В рамках проверки указанных доводов административного истца необходимо учитывать следующее.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно пункту 2.5 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ размер арендной платы за земельные участки, предоставленные без проведения торгов для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Пунктом 5 указанных правил предусмотрено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения: инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Таким образом, изложенные административным истцом в апелляционной жалобе доводы относительно определения базовой ставки арендной платы подлежат отклонению. При этом, административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие, что земельный участок с кадастровым номером N находится в полосе отвода железных дорог и соответствующие сведения внесены в ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Таким образом, решение Московского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца закрытого акционерного общества "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.