Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-11/2021 по кассационной жалобе административного истца Логвина Михаила Валентиновича на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 12 января 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 24 июня 2021 г. по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - "данные изъяты" ВП) "звание" Логвина М.В. об оспаривании приказа начальника "данные изъяты" Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (далее - "данные изъяты" Служба) от 31 августа 2020 г. N 87 о приостановлении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Нижегородского гарнизонного военного суда от 12 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 24 июня 2021 г, отказано в удовлетворении административного иска Логвина М.В, в котором он просил признать незаконным приказ начальника "данные изъяты" Службы от 31 августа 2020 г. N 87 о приостановлении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, возложив на административного ответчика обязанность по отмене соответствующего приказа.
В поданной 21 декабря 2021 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и, не передавая дела на новое рассмотрение, вынести решение об в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регламентирующие порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим за наем жилых помещений, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что он отказался от предложенного жилого помещения ввиду необходимости проведения в предложенных к вселению помещениях ремонта, а также отсутствия его согласия на распределение ему помещения на состав семьи ниже установленной нормы, поскольку он с составом семьи... человек вправе претендовать на предоставление служебного жилого помещения общей площадью не менее 126 кв.м.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Логвин М.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, проходит военную службу по контракту в "данные изъяты" ВП с 1 марта 2020 г, проживает с семьей, состоящей из... человек, на условиях найма по договору от 22 февраля 2020 г. в жилом помещении по адресу: "адрес" общей площадью 110, 4 кв.м, принадлежащем на праве собственности матери его супруги ФИО.
Уведомлениями начальника отделения (территориального, г. "данные изъяты") федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - начальник отделения) от 27 ноября 2015 г, от 3 августа 2018 г. Логвин М.В. с составом семьи... человек включен в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
При этом ему жилищным органом неоднократно предлагались служебные жилые помещения, от которых административный истец отказался, мотивируя несоответствием нормы предоставления и необходимостью проведения в них ремонта.
На основании приказа начальника "данные изъяты" Службы от 23 июля 2020 г. N 70 Логвину М.В. выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилого помещения из расчета 25356 руб. 24 коп. в месяц.
Согласно сообщению начальника отделения от 15 июня 2020 г. Логвину М.В предоставлялось служебное жилое помещение на состав семьи в количестве... человек в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 72, 1 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
В соответствии с корешком к указанному сообщению Логвин М.В. отказался от предложенного жилого помещения, мотивировав свой отказ необходимостью проведения в нем ремонта.
Приказом начальника "данные изъяты" Службы от 31 августа 2020 г. N87 Логвину М.В. с 1 сентября 2020 г. приостановлена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до определения причин обоснованности отказа.
Согласно акту технического состояния жилого помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации от 20 августа 2019 г, составленного и утвержденного членами комиссии, жилое помещение по адресу: "адрес" находится в надлежащем техническом состоянии и пригодно для проживания.
В соответствии с сообщением начальника отделения от 12 декабря 2020 г. указанное служебное жилое помещение в настоящее время свободно.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 105 и ч. 1 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда помимо служебных жилых помещений относятся служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда и общежития, норма предоставления которых составляет не менее 6 кв.м жилой площади на одного человека.
На основании п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается по желанию военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров лишь в случае невозможности обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 2, 4, 18 и 19 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция) предусмотрено, что выплата денежной компенсации осуществляется военнослужащему ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Разрешая при установленных обстоятельствах данное дело, суды правильно проанализировали приведенные в судебных актах норы права и пришли к обоснованным выводам, что одним из определяющих условий для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, или жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием. При этом суды верно исходили из того, что отказ административного истца от предложенного ему пригодного жилого помещения, которое до настоящего времени не распределено другому военнослужащему, служит препятствием для выплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения, в связи с этим суды обоснованно отказали в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, при этом суды убедительно мотивировали свой вывод об устойчивом нежелании Логвина М.В. под различными предлогами изменять адрес места жительства, по которому он проживает в настоящее время.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Иные доводы автора кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 ст. 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 12 января 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 24 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Логвина Михаила Валентиновича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2022 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.