Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В, рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу МВД по Республике Крым на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 июля 2021 года, которым отменено решение Советского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года по административному делу по административному иску администрации Советского района Республики Крым к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Советскому району Республики Крым, министерству внутренних дел по Республике Крым об оспаривании предписания, заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К,
УСТАНОВИЛА:
администрация Советского района Республики Крым (далее - администрация) обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Советскому району ФИО. от 14 января 2021 года N (далее - предписание).
Требования административного иска мотивированы тем, что оспариваемым предписанием администрации дано указание обновить дорожную разметку 1.25 "Обозначение границ искусственных неровностей" у "данные изъяты".
Вместе с тем решением 3-й сессии Советского сельского совета 2-го созыва N 2 от 7 ноября 2019 года были переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов, в том числе администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым. Право собственности на дорогу по адресу: "адрес" принадлежит Советскому сельскому поселению Советского района Республики Крым.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 июля 2021 года решение Советского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 сентября 2021 года, МВД по Республике Крым ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о том, что административный ответчик, на момент принятия оспариваемого предписания, не являлся уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в пределах населенного пункта, является необоснованным, противоречащим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя МВД по Республике Крым Волкова В.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации Советского района Республики Крым Музафарова С.С, возражавшего против доводов жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, административным ответчиком 9 декабря 2020 года в ходе надзора за дорожным движением была установлена необходимость обновления дородной разметки 1.25 "Обозначение границ искусственных неровностей" у "данные изъяты"
14 января 2021 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Советскому району ФИО в адрес администрации Советского района Республики Крым направлено предписание, в котором дано указание устранить перечисленные дефекты в течение 30 суток (л. д. 15).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку обязанность по содержанию дорог действующим законодательством отнесено именно к компетенции администрации Советского района Республики Крым.
Судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым не согласилась с данными выводами, указав на их несоответствие обстоятельствам настоящего административного дела.
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Приказом МВДТ России от 30 марта 2015 года N утвержден Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
В силу пункта 33.6 Административного регламента в полномочия ГИБДД входит надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Сотрудники ГИБДД при осуществлении надзора вправе вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений (пункт 9.6 Административного регламента).
В соответствии с решением 6-го (внеочередного) заседания Советского районного Совета Республики Крым от 28 ноября 2019 года N "О передаче полномочий органов местного самоуправления Советского района по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, входящих в состав муниципального образования Советский район Республики Крым на период с 1 января по 31 декабря 2020 года" были переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, в том числе и администрации.
Решением 3-ф сессии Советского сельского совета 2-го созыва N от 7 ноября 2019 года данные полномочия переданы сельским поселениям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12, абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 1 статьи 30 Закона N 196-ФЗ установлено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с Законом Республики Крым от 30 июня 2017 года N 394-ЗРК/2017 "О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Крым "О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения"" (далее - Закон N 394-ЗРК/2017), вступившего в силу с 1 января 2018 года, из полномочий сельских поселений Республики Крым исключено осуществление мероприятий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует руководствоваться положениями Закона N 394-ЗРК/2017, согласно которым за сельскими поселениями не закреплены полномочия, касающиеся дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Поскольку суд апелляционной инстанции неверно применил нормы материального права, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2021 года надлежит отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 июля 2021 года отменить, решение Советского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.