Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Зубко В.И. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зубко В.И. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решений, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Зубко В.И. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила: признать незаконными и отменить уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее -Севреестр) от 2 июня, 5 октября и 13 августа 2020 года о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации и об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка 106/220, расположенного в "адрес", площадью 0, 1 га (далее - спорный земельный участок) как ранее учтенного.
В обоснование административного иска Зубко В.И. указала, что за ней признано право собственности в порядке наследования на спорный земельный участок на основании решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2020 года. Для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок Зубко В.И. обратилась к административному ответчику с соответствующим заявлением и необходимыми документами. 2 июня 2020 года административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации, а 13 августа 2020 года административному истцу было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что представленное заявителем решение суда не подтверждает ранее возникшее право и не может являться основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об объекте как о ранее учтенном. Заявитель полагает указанные решения незаконными в связи с тем, что спорный земельный участок был ранее учтен в Украине, имеет кадастровый номер, присвоенный при нахождении г. Севастополя в составе Украины, право собственности административного истца на земельный участок возникло в соответствии с законом.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права административным истцом не были представлены необходимые документы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 апреля 2021 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 сентября 2021 года, Зубко В.И ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций. По мнению заявителя, Севреестр в своем отказе в государственной регистрации от 5 октября 2020 года дал правовую оценку решению Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2019 года, признав его незаконным и не являющимся основанием для возникновения права собственности на спорный земельный участок у Зубко В.И. Считает, что административный ответчик не наделен полномочиями давать оценку судебным актам и признавать их недействительными или несоответствующими законодательству Российской Федерации.
Определением судьи от 19 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя Зубко В.И. по доверенности Бочкареву Н.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, на основании решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2020 года по гражданскому делу N за Зубко В.И. признано право собственности на спорный земельный участок.
16 мая 2020 года Зубко В.И. в лице своего представителя обратилась в Севреестр с заявлением N о государственной регистрации прав на спорный земельный участок, заявлением N о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, о чем составлена соответствующая расписка от 16 мая 2020 года N
Согласно данной расписке заявителем в уполномоченный орган представлены документы: квитанция на 350 рублей от 16 мая 2020 года, доверенность от 27 ноября 2019 года, решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2019 года, акт выноса границ в натуре от 13 февраля 2020 года.
Уведомлением о приостановлении государственной услуги от 2 июня 2020 года N Севреестр сообщил заявителю о приостановлении действий по регистрации права собственности в отношении земельного участка на срок до 1 сентября 2020 года в связи с тем, что заявителем в качестве документа - основания для регистрации права представлена копия решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2020 года по делу N, не имеющая отметки о вступлении в законную силу, кроме того, сведения о государственном кадастровом учете об объекте в ЕГРН отсутствуют, заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта, так как представленные документы не устанавливают и не подтверждают ранее возникшее право и не могут являться основанием для внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 5 октября 2020 года N Зубко В.И. отказано в осуществлении государственной услуги по регистрации права собственности на спорный земельный участок в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества по данному адресу, в осуществлении кадастрового учета земельного участка как ранее учтенного объекта заявителю отказано в связи с отсутствием оснований для включения данных сведений в ЕГРН.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных этим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права закреплены в части 2 статьи 14 указанного закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных приведенным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В силу положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В пункте 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты указаны как одно из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
13 февраля 2020 года Нахимовский районный суд г. Севастополя вынес решение по иску Зубко В.И. к "данные изъяты", департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, которым за административным истцом признано право собственности на спорный земельный участок. Решение суда вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах при наличии указанного выше решения суда, содержащего в резолютивной части указание на признание права собственности Зубко В.И. у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления и отказа в государственной регистрации права собственности по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закон N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, представление с административным делом вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд на основании пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, отменить решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 апреля 2021 года и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 апреля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Зубко В.И. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решений, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконными и отменить уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении государственной регистрации и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принадлежащего на праве собственности Зубко В.И.
Возложить на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обязанность осуществить государственную регистрацию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 0, 1 га.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.