Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, с участием прокурора Манаева В.А.
рассмотрела кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шмакова Д.Н. на решение Астраханского областного суда от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шмакова Д.Н. к Правительству Астраханской области о признании недействующим пункта 4 приложения к постановлению Правительства Астраханской области от 18 ноября 2021 года N "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области, которые разрешаются использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом", заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
индивидуальный предприниматель Шмаков Д.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 4 приложения к постановлению Правительства Астраханской области от 18 ноября 2016 года N "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области, которые разрешаются использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" (далее - постановление N), которым в качестве остановочного пункта в муниципальном образовании " "данные изъяты"" установлена автостанция " "данные изъяты"", расположенная по адресу: "адрес"
Требования административного иска мотивированы тем, что оспариваемым постановлением N нарушаются его права и законные интересы как владельца остановочного пункта " "данные изъяты"". По мнению заявителя, оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует требованиям части 13 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Астраханского областного суда от 14 января 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года решение Астраханского областного суда от 14 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 сентября 2021 года, Шмаков Д.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 27 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснение представителя Шмакова Д.Н. по доверенности Демьянова В.В, поддержавшего доводы жалобы, начальника отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Манаева В.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 30 Закона N 220-ФЗ остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций, зарегистрированы в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты. Посадка и высадка пассажиров по названному маршруту в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются (части 1 - 3).
По смыслу приведенных законоположений решение вопросов, касающихся межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, является прерогативой уполномоченных федеральных органов, что остановочные пункты должны располагаться преимущественно на территориях автовокзалов или автостанций, отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры, включающим в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям (пункт 8 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
Вместе с тем федеральный законодатель предусмотрел право субъекта Российской Федерации осуществлять в названной сфере общественных отношений правовое регулирование при соблюдении требований, установленных частью 13 статьи 4 Закона N 220-ФЗ.
Согласно части 13 статьи 4 Закона N 220-ФЗ в целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам. Эти остановочные пункты должны располагаться, если это возможно, вблизи мест пересечения подъездных автомобильных дорог с границами поселений или городских округов, в которых расположены эти остановочные пункты, а для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - с границами данных городов.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что автостанция " "данные изъяты"" включена в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок N и соответствует требованиям к оборудованию автовокзалов автостанций, установленных приказом Минтранса России от 29 декабря 2015 года N 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций" и требованиям к транспортной безопасности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1642 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта".
Из пояснений министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, изложенных в письме от 11 мая 2021 года, следует, что при подготовке постановления N министерством в 2016 году была проведена работа по определению целесообразности включения остановочного пункта в г. Ахтубинск в соответствии с пунктом 13 части 4 Закона N 220-ФЗ. Было организовано выездное совещание в г. Ахтубинск с участием представителей министерства, администрации МО "Ахтубинский район" и контрольно-надзорных органов, в ходе которого определена целесообразность включения данного остановочного пункта в постановление N. В ходе проделанной работы при подготовке постановления N был получен ответ "данные изъяты" о готовности использовать остановочный пункт в г. Ахтубинск Астраханской области в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Таким образом, принимая во внимание то, что Правительство Астраханской области определило автостанцию "Город Астрахань" остановочным пунктом, используемым в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажира и багажа автомобильным транспортом на территории Астраханской области, в соответствии с приведенными требованиями закона суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемого нормативно-правового акта административного органа. Судом правомерно отмечено, что принятие постановления N Правительством Астраханской области в части включения остановочного пункта автостанции "Город Астрахань" не носило произвольный характер.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Астраханского областного суда от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шмакова Д.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.