Дело Nа-4207/2020
"адрес" 21.12.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Капункина Ю.Б, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО5 на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО5 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям "адрес" о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям "адрес" (Департамент) поставить ФИО5 на учет, включить в реестр и записать в первоочередном порядке на получение в собственность бесплатно земельного участка площадью 0, 10 га, для садоводства в границах бухты "Омега".
В обоснование требований указал, что является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, а также права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О ветеранах".
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался в Правительство "адрес" с заявлениями о предоставлении ему в соответствии с законом в первоочередном порядке бесплатно земельного участка для ведения садоводства или огородничества в "адрес" в "адрес" в бухте "Омега" или в бухте "Казачья", в чем решениями Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Из содержания оспариваемых отказов следует, что Законом "адрес" N-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности "адрес", отдельным категориям граждан в собственность бесплатно"(Закон N-ЗС) не предусмотрена возможность предоставления заявителю земельного участка в собственность бесплатно.
В отказах также указано на то, что в целях приобретения прав на интересующий земельный участок в аренду без проведения торгов ФИО5 необходимо обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами, предусмотренными административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", утвержденным распоряжением Департамента N-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, административному истцу разъяснено, что поиск месторасположения земельного участка для его дальнейшего приобретения осуществляется заявителем самостоятельно.
17.12.2020 ФИО5 обратился в Департамент с заявлением о постановке его на учет и предоставлении земельного участка для садоводства в собственность бесплатно площадью 0, 1 га в "адрес" в границах бухты "Омега" в соответствии с положениями Закона о ветеранах, Закона N от ДД.ММ.ГГГГ 269-ЗС.
Ответом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу отказано в удовлетворении заявления и разъяснено, что предоставление земельного участка без проведения торгов в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статьями 14, 16 Закона о ветеранах осуществляется на правах аренды. В этой связи административному истцу необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", приложив к нему необходимый пакет документов.
ФИО5 повторно разъяснено, что поиск месторасположения земельного участка для его дальнейшего приобретения не входит в полномочия органа исполнительной власти и осуществляется заявителем самостоятельно.
Административный истец полагает, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закон "адрес" N-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности "адрес", отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" противоречат части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, нарушают права ФИО5 на первоочередное получение земельного участка в собственность бесплатно с учетом имеющихся у него льгот.
Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней ФИО5 просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлен запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Указывает, что на основании пункта 2 статьи 4 Закона о ветеранах (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) инвалиды "Великой отечественной войны" и инвалиды "боевых действий в Афганистане" получили общее название "инвалиды войны" и приобрели одинаковый юридический статус.
Заявитель как ветеран боевых действий и лицо, имеющее статус инвалида Отечественной войны, имеет право на получение в "адрес" земельного участка в собственность бесплатно.
ФИО5 полагает, что его заявление о предоставлении земельного участка должно разрешаться в редакции закона субъекта Российской Федерации (Закона "адрес" N-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности "адрес", отдельным категориям граждан в собственность бесплатно"), предусматривающей право лиц льготной категории, к которым относится заявитель, на бесплатное приобретение земельных участков.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При отсутствии указанной выше совокупности условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах" (преамбула).
К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (инвалиды войны) относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Законе о ветеранах.
До вступления в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий, как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки, как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 14, подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Закона N 5-ФЗ инвалидам войны предоставляются преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.
Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона N 5-ФЗ, предоставляется преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.
Материалами дела подтверждается и судами установлены фактические обстоятельства, изложенные в административном иске.
Разрешая дело, суды руководствовались вышеназванными законоположениями, а также частью 1 статьи 25, частью 1 статьи 39.1, статьями 39.2, 39.5, 39.6, 39.18, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 19 статьи 34 19 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 2, 3, подпунктами 1, 3, 5 части 1, подпунктами 1, 3 части 1.1 статьи 4 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности "адрес", отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям "адрес" N-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", частью 3 статьи 22 Федерального Закона N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суды установили, что ФИО5 проживает в "адрес", является инвалидом второй группы, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, а также права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 1 Закона о ветеранах.
ФИО5 неоднократно обращался к административному ответчику с заявлениями о постановке его на учет и предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью 0, 10 га, в "адрес" в "адрес" в границах бухты "Омега" для ведения садоводства в соответствии с Законом о ветеранах, Законом N-ЗС.
В ответах Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатного земельного участка и разъяснено, что Закон от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС не предусматривает для ветеранов и инвалидов боевых действий права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, а также право заявителя на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Кроме того, ФИО5 указано на то, что поиск месторасположения земельного участка для его дальнейшего приобретения не входит в полномочия органа исполнительной власти и осуществляется заявителями самостоятельно.
Суды исходили из того, что анализ приведенного правового регулирования свидетельствует о том, что ФИО5 не относится к категории граждан, имеющим право на получение земельного участка, находящегося в собственности "адрес", бесплатно в собственность.
Закон от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС не относит ветеранов боевых действий или инвалидов Отечественной войны к отдельной категории граждан, которым названным законом предоставлено право на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Ссылка ФИО5 на Закон от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС свидетельствует о неправильном его толковании, поскольку названный закон устанавливает право отдельных категорий граждан на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, как предусмотрено Законом о ветеранах с условием их постоянного проживания на территории "адрес" 5 или 10 лет (в зависимости от категории получателя).
Судами указано на то, что ФИО5 зарегистрирован и постоянно проживает в "адрес", не является членом садового товарищества, не обращался в установленном порядке с заявлением о предоставлении участка, законодательством "адрес" не предусмотрено ведение учета граждан для получения участка для садоводства, а также не предусмотрена обязанность осуществления поиска участком для заинтересованных лиц.
В этой связи суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебной коллегией также указано на то, что доводы ФИО5 о противоречии Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 269-ФЗ Конституции Российской Федерации относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющего проверку нормативного правового акта субъекта Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением процессуального закона.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с правильной оценкой судов фактических обстоятельств дела и иному толкованию материального закона, регулирующего вопросы предоставления земельного участка, находящегося в собственности "адрес" в собственность бесплатно.
С учетом изложенного установленных законом оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.