Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Авериной Е.Г, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиволобовой Л.М. к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Сиволобовой Л.М. на решение Советского районного суда города Волгограда от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Сиволобова Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 о признании незаконным решения Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 от 10 августа 2020 года N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Сиволобовой Л.М. по причине отсутствия требуемого специального стажа не менее 10 лет, предусмотренного пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности на Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 включить в специальный трудовой стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 3 июля 2001 года по 13 мая 2002 года в должности кассир бухгалтер Государственного унитарного предприятия учреждения ЯР-154/19 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, с 13 мая 2002 года по 13 июля 2004 года в должности бухгалтера бухгалтерии в Исправительной колонии N 19 Управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, с 14 июля 2004 года по 30 ноября 2004 года бухгалтерия бухгалтер 7 разряда в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области", с 1 декабря 2008 года по день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - по 4 августа 2020 года в должности бухгалтера 2 категории бухгалтерии в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области", назначить ей досрочно
страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 августа 2020 года.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 28 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований Сиволобовой Л.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 марта 2021 года по апелляционной жалобе Сиволобовой Л.М. решение Советского районного суда города Волгограда от 28 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения по мотиву их незаконности. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки льготной справке Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области" от 4 августа 2020 года N, в которой указано, что Сиволобова Л.М. работает в названном учреждении и была постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными, на должностях предусмотренных Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказании в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85. Кроме того, Сиволобова Л.М. обращает внимание на приказ Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области" от 4 февраля 2020 года Nлс о выплате надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы работникам указанного учреждения, установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года истцу в размере 60% за работу в системе электронного документооборота с казначейством.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2, не соглашаясь с изложенными в ней доводами, просил оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а также рассмотреть кассационную жалобе без их участия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, не имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Сиволобова Л.М. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 22 января 1998 года.
С 1 января 2013 года и по настоящее время начисление и уплата дополнительного тарифа по страховым взносам за Сиволобову Л.М. не производилась, что подтверждается выпиской из индивидуального-лицевого счета застрахованного лица Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области".
4 августа 2020 года истец обратилась в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 10 лет, на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 от 10 августа 2020 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Рассмотрев представленные истцом документы, в том числе, уточняющую справку Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области" от 4 августа 2020 года N, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 пришло к выводу, что периоды работы истца в должности бухгалтера, бухгалтера-кассира, не могут быть включены в специальный стаж в связи с тем, что занятость истца в спорные периоды в течение полного рабочего времени на работах с осужденными документально не подтверждена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сиволобовой Л.М, суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды в условиях постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными не доказан материалами дела.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Сиволобовой Л.М. на решение Советского районного суда города Волгограда от 28 октября 2020 года, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)(часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Сиволобовой Л.М. в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 - 4 августа 2020 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "к" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе бухгалтеры (пункт 2 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункты 1 и 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; пункты 1 - 18 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.
При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сиволобова Л.М. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с января 1998 года, спорные периоды ее трудовой деятельности имели место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Между тем, работодателем с 1 января 2013 года и по настоящее время начисление и уплата дополнительного тарифа по страховым взносам за истца не производилась.
Довод заявителя о том, что отсутствие сведений персонифици-рованного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, которые подтверждают выполнение ею работы в особых условиях труда в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии документального подтверждения специального стажа работы Сиволобовой Л.М, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает правомерным. У судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Сиволобовой Л.М. о признании незаконным отказа пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Доводы жалобы были предметом исследования судов, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные постановления признаны законными, поскольку они приняты без нарушения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Волгограда от 28 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сиволобовой Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.