Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изатовой Г.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и понуждении выполнить определенные действия, по кассационной жалобе Изатовой Г.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Изатова Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 1 октября 2020 года N 58 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности на ответчика засчитать в стаж дающий на досрочное назначение пенсии по старости периоды с 21 августа 2000 года по 24 июня 2001 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет в должности учителя украинского языка и литературы Армянской средней школы N, 4 ноября 2002 года, с 6 ноября 2002 года по 7 ноября 2002 года, с 21 марта 2005 года по 27 марта 2005 года, с 3 октября 2006 года по 9 октября 2006 года, с 14 августа 2007 года по 20 августа 2007 года, с 27 октября 2008 года по 2 ноября 2008 года, с 17 ноября 2009 года по 23 ноября 2009 года, с 8 августа 2010 года по 17 августа 2010 года, с 16 июня 2011 года по 21 августа 2011 года - дополнительные оплачиваемые отпуска, как работающей женщине, имеющей двух и более детей возрастом до 15 лет в должности учителя украинского языка и литературы Учебно-воспитательного комплекса "Школа - гимназия" N города Армянска, в том числе ежегодный отпуск, с 14 ноября 2003 года по 24 ноября 2003 года - нахождение в отпуске для участия в лабораторно-экзаменационной сессии в должности учителя украинского языка и литературы Учебно-воспитательного комплекса "Школа - гимназия" N города Армянска, с 24 ноября 2014 года по 28 ноября 2014 года, с 22 декабря 2014 года по 26 декабря 2014 года - нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в должности учителя украинского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Школа- гимназия" N города Армянска, 3 февраля 2009 года, 18 декабря 2010 года, 15 января 2011 года, 14 января 2012
года - нахождение в командировке в должности учителя украинского языка и литературы Авторского учебно-воспитательного комплекса "Школа - гимназия N" Армянского городского совета Автономной Республики Крым, с 30 мая 2016 года по 10 июня 2016 года, 25 февраля 2017 года, 9 июня 2017 года, с 18 октября 2017 года по 20 октября 2017 года, с 25 марта 2019 года по 29 марта 2019 года, с 7 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 26 июня 2019 года по 27 июня 2019 года, с 17 февраля 2020 года по 20 февраля 2020 года - работа учителем в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Школа - гимназия" N города Армянска, с 25 июня 2001 года по 31 августа 2002 года, с 1 октября 2004 года по 10 октября 2004 года, 1 мая 2008 года, с 1 сентября 2009 года по 15 сентября 2009 года, с 1 июня 2010 года по 3 июня 2010 года, 1 января 2013 года, с 1 февраля 2013 года по 3 февраля 2013 года, с 1 марта 2013 года по 7 марта 2013 года, 1 января 2014 года, 1 февраля 2014 года - командировки, с 1 сентября 1987 года по 25 июня 1991 года - обучение в Тобольском педагогическом училище имени В.И. Ленина, с 1 сентября 1991 года по 4 июля 1994 - обучение в Тобольском государственном педагогическом институте имени Д.И. Менделеева, назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 сентября 2020 года, взыскании судебных расходов.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 января 2021 года исковые требования Изатовой Г.И. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 апреля 2021 года по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 января 2021 года в части включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком с 21 августа 2000 года по 24 июня 2001 года, обучения в Тобольском педагогическом училище имени В.И. Ленина с 1 сентября 1987 года по 25 июня 1991 года, обучения в Тобольском государственном педагогическом институте имени Д.И. Менделеева с 1 сентября 1991 года по 4 июля 1994 года и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости отменено и в этой части в удовлетворении иска отказано. В остальной части решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности в части отказанных исковых требований и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции неправомерно не применил к правоотношениям в части включения в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком до трех лет законодательство Украины, которое действовало в период нахождения истца в названном отпуске и включала его в специальный страховой стаж. По мнению кассатора, поскольку на момент обучения в педагогических учебных заведениях действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, то дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения, а вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж периодов обучения в Тобольском педагогическом училище имени В. И. Ленина и Тобольском государственном педагогическом институте имени Д.И. Менделеева не обоснованы. При этом заявитель ссылается на практику Конституционного Суда Российской Федерации, указанную в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П и судов общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в обжалуемой части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, рассматривая дело в пределах доводов кассационной жалобы, находит, что нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Изатова Г.И. 22 сентября 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представив документы, подтверждающие требуемый педагогический стаж. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 1 октября 2020 года N 58 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". Отказ был мотивирован тем, что по предоставленным документам специального педагогического стажа недостаточно для назначения досрочной пенсии. При этом, в специальный стаж истице не были включены указанные в просительной части иска периоды.
Изатова Г.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 21 августа 2000 года по 24 июня 2001 года.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Изатовой Г.И. о включении в специальный стаж периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 21 августа 2000 года по 24 июня 2001 года, суд первой инстанции руководствовался нормами статьи 181 Кодекса законов о труде Украины, статьи 56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII, Постановления Кабинета министров Украины от 31 января 2001 года N 78 и пришел к выводу о том, что время ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается как в общий, так и в стаж работы по специальности.
Разрешая спор в части исковых требований Изатовой Г.И. о включении в специальный стаж периодов обучения с 1 сентября 1987 года по 25 июня 1991 года в Тобольском педагогическом училище имени В.И. Ленина и с 1 сентября 1991 года по 4 июля 1994 года в Тобольском государственном педагогическом институте имени Д.И. Менделеева, суд первой инстанции исходил из того, что в силу Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции в вышеуказанной части и принимая в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Изатовой Г.И, суд апелляционной инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исходил из того, что у истца на момент изменения правового регулирования спорных отношений отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности, в связи с чем нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности Изатовой Г.И. для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении, поскольку не выполнены условия включения данного периода в специальный стаж, поименованные в пунктах 2 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Признав правомерным решение пенсионного органа о невключении в специальный стаж периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 21 августа 2000 года по 24 июня 2001 года, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что до дня прекращения действия на территории Республики Крым законодательства Украины истцом не был полностью выработан необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию на льготных основаниях. Поэтому, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочно назначаемой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в вышеуказанной части основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона т 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" статья 167 Кодекса законов о труде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 22 января 1981 года N235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет был предоставлен Изатовой Г.И. с 21 августа 2000 года, то есть после внесения изменений в российское законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Изатовой Г.И. о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что зачет отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж на основании нормативно - правовых актов Украины противоречит предусмотренному положениями статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" праву граждан Российской Федерации на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. До дня прекращения действия на территории Республики Крым законодательства Украины истцом не был полностью выработан необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию на льготных основаниях, а также Изатова Г.И. не являлась по состоянию на 21 февраля 2014 года получателем пенсии по украинскому закону. Поэтому, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочно назначаемой пенсии.
Довод заявителя о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж Изатовой Г.И. периодов обучения в Тобольском педагогическом училище имени В. И. Ленина и Тобольском государственном педагогическом институте имени Д.И. Менделеева подлежит отклонению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Зайцевой Н.А. за назначением досрочной страховой пенсии по старости - 22 сентября 2020 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
-список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
-список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
-список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Пунктом 3 пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Однако обязательным условием зачета времени обучения (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе обучение в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности обучения в педагогических учебных заведениях и университетах допускается только при условии прохождения обучения в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, то есть до 1 января 1992 года (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, входящих в Перечень учреждений, организаций, и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Кассатор в обоснование своей позиции об обязании ответчика включить в стаж работы Изатовой Г.И, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периодов обучения в Тобольском педагогическом училище имени В. И. Ленина и Тобольском государственном педагогическом институте имени Д.И. Менделеева ссылается на нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, однако не учитывает, что в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
Поскольку с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды обучения в педагогических учебных заведениях и университетах не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Изатовой Г.И. после обучения, как установлено судом, имело место с 1994 года, то есть у нее отсутствовал достаточный специальный стаж педагогической деятельности на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения бучение в педагогических учебных заведениях и университетах при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки мнению кассатора, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении.
Ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж Изатовой Г.И. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также периодов обучения, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения страховой пенсии являются правомерными.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания вышеприведенных выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах пенсионного законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену судебного постановления в обжалуемой части, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылки в кассационной жалобе на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и практику судов общей юрисдикции не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного апелляционного определения, поскольку имеют иной предмет рассмотрения.
Таким образом, апелляционное определение в обжалуемой части является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого апелляционного определения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Изатовой Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.