Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав пояснения ФИО3 и его представителя ФИО7, просивших кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием стажа педагогической деятельности продолжительностью более 25 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. Специальный стаж по подсчетам ответчика составил 21 год 7 месяцев 15 дней.
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не засчитаны периоды работы истца в МБОУ СОШ N поселка Бичевого муниципального образования Ленинградский район в должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности", с совмещением обязанностей должности "учитель физической культуры": с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что решение ответчика является незаконным и нарушает его право на досрочное назначение пенсии, истец просил обязать ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе включить указанные периоды в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за ней.
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 9 февраля 2021 года исковые требования ФИО3 удовлетворены частично. Судом постановлено признать недействительным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ленинградском районе от 6 сентября 2018 года N в части отказа ФИО3 во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как нахождение на курсах повышения квалификации; обязать ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе включить ФИО3 период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 закона N 400- ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июня 2021 года указанное решение отменено в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В отмененной части принято новое решение, которым суд обязал ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе включить ФИО3 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ СОШ N пос. Бичевого; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения (подачи заявления) - с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 9 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июня 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика, не явился, при этом о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 Закона N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства от 16.07.2014 N 665).
Согласно п. 3 постановления Правительства от 16.07.2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением:
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516;
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подп. "м" п.1 постановления Правительства от 16.07.2014 N665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 указано, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической работы 25 лет. По подсчетам ответчика, на момент подачи заявления стаж истца составил 21 год 7 месяцев 15 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ответчиком не засчитаны периоды работы истца в МБОУ СОШ N поселка Бичевого муниципального образования Ленинградский район в должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности", с совмещением обязанностей должности "учитель физической культуры" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период за истцом сохранялась заработная плата и работодателем уплачивались страховые взносы. Отказывая в удовлетворении требований о включении периодов работы в должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности", с совмещением обязанностей должности "учитель физической культуры" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, суд исходил из того, что в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, могут быть включены периоды работы только при условии занятия штатной должности, предусмотренный соответствующим Списком, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Согласно сведений выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и акта N от ДД.ММ.ГГГГ "О проверке факта льготной работы" истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности преподавателя-организатора ОБЖ в МБОУ СОШ N на 0, 3 и 0, 5 ставки, то есть не выполнял педагогическую нагрузку.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы истца в должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности", с совмещением обязанностей должности "учитель" физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отменил решение суда в части отказа во включении данных периодов в специальный стаж.
Принимая в указанной части новое решение об удовлетворении данных требований, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришла к выводу, что истец в спорные периоды помимо основной работы в должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" на 0, 5 и 0, 3 ставки выполнял на условиях совмещения работу в должности учителя физической культуры с разной педагогической нагрузкой. Кроме того, суд установил, что средняя школа, в которой работает истец, находится в сельской местности, в связи с чем не требуется выполнение нормы учебной нагрузки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает изложенные выше выводы суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истец, работая в качестве преподавателя-организатора ОБЖ в общеобразовательной школе в спорные периоды работы выполнял педагогическую нагрузку на 0, 3 и 0, 5 ставки, а потому эти периоды не могут быть включены в специальный стаж, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно не приняты во внимание по мотивам, подробно указанным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам кассационной жлобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.