Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трубициина М.В. к Государственному учреждению - Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N1 о признании незаконным отказа в единовременной денежной выплате, назначении и выплате единовременной денежной выплаты
по кассационной жалобе Трубициной Н.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Трубицин М.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области (далее - ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области), в котором просил:
- признать незаконным отказ ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области в выплате Трубицину М.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категория граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
- возложить на ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области обязанность выплатить Трубицину М.Д. единовременную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категория граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в размере 75 000 рублей;
- взыскать с ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области в пользу Трубицина М.Д. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 21 июля 2020 года иск Трубицина М.Д. удовлетворен частично.
Признан незаконным отказ ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области N 11/833-Т в назначении единовременной денежной выплаты соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Трубицину М.Д.
На ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области возложена обязанность назначить и выплатить Трубицину М.Д. единовременную денежную выплату в размере 75 000 рублей, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Кроме того, с ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области в бюджет муниципального образования "Города Астрахань" взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей.
17 сентября 2020 года, до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, Трубицин М.Д. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от 18 сентября 2020 года I-КВ N 835754, выданным 93000002 Специализированным отделом N 2 службы записи актов гражданского состояния Астраханской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 30 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда города Астрахани от 21 июля 2020 года отменено, производство по делу прекращено в связи со смертью истца при исключении правопреемства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 30 сентября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 апреля 2021 года гражданское дело по иску Трубицина М.Д. к ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении единовременной денежной выплаты возвращено в Ленинский районный суд города Астрахани для вынесения дополнительного решения.
Дополнительным решением Ленинского районного суда города Астрахани от 23 апреля 2021 года резолютивная часть решения Ленинского районного суда года Астрахани от 21 июля 2020 года изложена в следующей редакции:
"Исковые требования Трубицина М.Д, к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области о признании отказа в назначении единовременной денежной выплаты незаконным, обязании устранить нарушенное право удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области N 11/833-Т в назначении единовременной денежной выплаты соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов" Трубицину М.Д..
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области назначить и выплатить Трубицину М.Д. единовременную денежную выплату в размере 75 000 рублей, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области государственную пошлину в бюджет муниципального образования "Город Астрахань" в размере 600 рублей".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 июня 2021 года произведено процессуальное правопреемство стороны ответчика с ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области на Государственное учреждение - Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда в Российской Федерации в Астраханской области N 1 (Центр N 1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 июня 2021 года в удовлетворении заявления Трубициной Н.М. о замены стороны истца правопреемником отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 июня 2021 года решение Ленинского районного суда года Астрахани от 21 июля 2020 года, дополнительное решение Ленинского районного суда города Астрахани от 23 апреля 2021 года отменено, постановлено новое решение об отказе Трубицину М.Д. в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Трубицина Н.М. просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы Трубицина Н.М. указывает, что она является вдовой истца Трубицина М.Д, находившийся на его иждивении, после смерти истца заявитель фактически вступила в наследство. Ссылаясь на положения части 2 статьи 1112, статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что законодатель предусмотрел возможность получения соответствующих сумм, причитавшихся к выплате, но не полученных наследодателем при жизни, членами его семьи и нетрудоспособными иждивенцами, а также включения таких сумм в состав наследства, и определилнеобходимые для этого условия. Поскольку Трубицин М.Д. умер до вступления решения суда первой инстанции в законную силу, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда необоснованно отказала в замене стороны истца и признании заявителя правопреемником Трубицина М.Д. Полагает суд апелляционной инстанции ошибочно пришел к выводу, что поскольку Трубицин М.Д. принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году и не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" понимается период с 1941 года по 1945 год, то на истца не распространяются меры социальной поддержки, установленные Федеральным Законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не может быть реализовано. Заявитель считает выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", нарушающим конституционные права истца.
Указывает, что Трубицин М.Д. являлся ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, и относился к ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что ветеранами-участниками Великой Отечественной войны являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период гражданской, Великой Отечественной войны или период боевых операций по защите Отечества. Полагает, что вступившими судебными акты, подтвержден статус Трубицина М.Д. как ветерана Великой Отечественной войны. Кроме того, ранее Трубицин М.Д. по решению суда являлся получателем единовременной денежной выплаты за 2019 год и 2020 год как ветеран Великой Отечественной войны. Вывод суда апелляционной инстанции противоречит Федеральному Закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", занижает статус ветерана Великой Отечественной войны и безосновательно переводит Трубицины М.Д. в разряд "ветерана боевых действий" в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Трубицин М.Д. имеет удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
С 31 октября 1955 года по 20 октября 1958 года Трубицин М.Д. принимал участие в боевых действиях по подавлению контрреволюционного мятежа в Венгрии в составе войсковой части пп 30260-394 ОБС.
02 мая 2020 года Трубицин М.Д. обратился в ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области с заявлением о денежной выплате ему суммы в размере 75 000 рублей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
11 мая 2020 года ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области письмом N11/833-Т Трубицину М.Д. отказано в установлении денежной выплаты, поскольку право на денежную выплату в соответствии с названным Указом предоставлено гражданам, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов - периодом Великой Отечественной войны. Ввиду того, что истец к таковым не относится, право на получение ежегодной денежной выплаты у него не имеется.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 2, 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2020 года N241, исходил из того, что Трубицин М.Д. как обладающий статусом ветерана - участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из категории лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а потому имеет право на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" единовременной выплаты в размере 75 000 рублей.
При вынесении дополнительного решения, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснением, изложенным в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что боевые действия в Венгрии, имевшие место в 1956 году, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В соответствии с абзацем 8 статьи 2 указанного Закона под участниками Великой Отечественной войны следует понимать граждан, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (подпункт "и").
Из материалов дела следует, что Трубицин М.Д. имел статус ветерана Великой Отечественной войны, дающий право на получение льгот, установленных статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 апреля 2006 года N 89-О указал, что Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 года N 1051-О-О и другие).
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым гражданам Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей (подпункт "а" пункта 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 года N 241 утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, согласно которым единовременная выплата гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется, в частности, Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами - в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации. Названными правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерством финансов Российской Федерации на 2020 год, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на 2020 год.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в виде обеспечения единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
Поскольку Трубицин М.Д. не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что право Трубицина М.Д. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Трубицина М.Д, исследовал необходимые юридически значимые обстоятельства, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, обоснованно пришел к выводу, что основания для назначения единовременной денежной компенсации отсутствуют, поскольку период участия Трубицина М.Д. в боевых действиях в районе Венгрии в 1956 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны.
В апелляционном определении приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционное определение является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанного судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трубициной Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.