Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Думушкиной В.М, Лопаткиной Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Дубан И.Я. по доверенности Сидорова Г.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22.07.2021 года по иску Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" к Дубан Игорю Ярославовичу, Дубан Виктории Игоревне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
ФГКУ ПУ ФСБ России по РК обратилось в суд с исковым заявлением к Дубан И.Я, Дубан В.И, в котором, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать ответчиков утратившими право пользования служебным помещением, расположенным по адресу: "адрес", и выселить их из указанного помещения.
Определениями суда от 09 октября 2020 года, 01 декабря 2020 года администрация г. Ялта Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 апреля 2021 года исковые требования Пограничного управления ФСБ России по РК удовлетворены частично.
Судом постановлено выселить Дубан И.Я, Дубан В.И. из помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22.07.2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Дубан И.Я. по доверенности Сидоров Г.А. просит об отмене судебных постановлений как незаконных и необоснованных, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выселение из служебного жилья без предоставления жилищной субсидии с учетом выслуги лет ответчика и нахождении на учете нуждающегося в жилом помещении, недопустимо и противоречит действующему жилищному законодательству.
В судебном заседании прокурор третьего отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Краснодаре) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Солдатов С.А. полагал обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными и не подлежащими отмене.
На судебное заседание в кассационный суд явились: прокурор Солдатов С.А, Дубан И.Я.
Иные лица на судебное заседание в суд кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 22 марта 2016 года N 233-р\16 дсп (в редакции распоряжения от 20 июня 2017 года N 677-р\16 дсп), приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 19 апреля 2016 года N 2 дсп (в редакции приказа от 10 июля 2017 года N 1X03-59 дсп), уточненного передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ N, казарма, расположенная по адресу: "адрес", передана в федеральную собственность на праве оперативного управления ФГКУ ПУ ФСБ России по РК.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание (казарма) площадью "данные изъяты" кв.м. расположенное по адресу: "адрес", находится в федеральной собственности и принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ ПУ ФСБ России по РК, которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ордером от ДД.ММ.ГГГГ N, выданном войсковой частью 2161 "данные изъяты" Дубан И.Я. с составом семьи 3 человека предоставлено право занятия ведомственной однокомнатной "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв. м. по адресу: "адрес". Состав семьи согласно ордеру: Дубан Т.В. - супруга, Дубан В.И. - дочь. Ордер выдан на основании решения жилищной комиссии Ялтинского отряда морской охраны от ДД.ММ.ГГГГ протокол N.
ДД.ММ.ГГГГ наймодателем - Симферопольским приграничным отрядом и нанимателем Дубан И.Я. подписан акт приема-передачи указанного служебного жилого помещения.
Ответчики являются гражданами Российской Федерации и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес".
Дубан И.Я. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес".
Дубан В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: "адрес".
Согласно выписке из послужного списка старшего мичмана Дубай И.Я.от ДД.ММ.ГГГГ Дубан И.Я. проходил службу: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности "данные изъяты"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности "данные изъяты"; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на должности "данные изъяты".
Как следует из справки Пограничного управления по Республике Крым служба в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" Дубай И.Я. в соответствии с приказом данного Управления от ДД.ММ.ГГГГ N переведен в распоряжение начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, приказом Службы в г. Балаклаве Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о принятии "данные изъяты" Дубана И.Я. и члена его семьи дочь Дубай В.И. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения службы в г. Симферополе с ДД.ММ.ГГГГ. При решении вопроса о предоставлении жилого помещения военнослужащему и члену его семьи в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, Дубану И.Я. и члену его семьи предлагается освободить жилое помещение по адресу: "адрес".
В соответствии со справками Пограничного управления по Республике Крым ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ Дубан И.Я. состоит на учете нуждающихся в служебных помещениях по г. Симферополю с ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой о внесении изменений в его учетное дело в связи с изменением места военной службы не обращался, за период прохождения военной службы в Службе в г. Джанкое ПУ ФСБ России по Республике Крым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дубан И.Я. с рапортом на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не обращался.
Согласно справке Пограничного управления по Республике Крым Служба в г. Джанкое ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" Дубан И.Я. зарегистрирован по адресу: "адрес", фактически проживает по адресу: "адрес". В анкетных данных военнослужащего имеются сведения о регистрации по прежнему месту жительства по адресу: "адрес".
Как следует из справки Пограничного управления по Республике Крым в г. Джанкое ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, Дубан И.Я. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", которое согласно пояснениям ответчика им арендуется в частном порядке, за компенсацией не обращался.
В силу статей 92-94 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы, служебные жилые помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы или службы.
По смыслу приведенных норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений.
Согласно рапорту Дубан И.Я. от ДД.ММ.ГГГГ отказывается освободить спорное помещение, поскольку в соответствии с пунктом 2 ст. 103 ЖК РФ ему не предоставлено равнозначное жилье в Службе в г. Джанкое по его обращению. Обязывался предоставить документы, на регистрацию в кратчайшие сроки.
В соответствии с письмом ПУ ФСБ России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ N рапорт Дубан И.Я. от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении служебного жилья по новому месту прохождения службы с целью освобождения служебного жилого помещения в жилищную комиссию не поступал.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Установлено и не опровергнуто ответчиками, что Дубан И.Я. по месту службы в должности "данные изъяты" с рапортом и документами о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения военной службы, предоставлении служебного жилого помещения или выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не обращался.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание приведенные положения жилищного законодательства и иных нормативных актов, и, учитывая фактические обстоятельства дела, обоснованно исходил из того, что у правообладателя отсутствуют основания для дальнейшего предоставления служебного помещения ответчикам, поскольку специализированное жилое помещение предоставлялось ответчику Дубан И.Я. на период службы на территории г. Ялты и подлежало дальнейшему освобождению после перевода к иному месту службы, что является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и не зависит от получения социальной выплаты, с учетом того, что ответчики не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилья применительно к требованиям ст. 103 ЖК РФ.
Суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводом суда нижестоящей инстанции и оснований для отмены решения не усмотрел.
При этом, руководствуясь статей 304, 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.п. 55-57 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 N590, указал на то, что не обеспечение ответчика жилым помещением по месту его военной службы в г.Джанкой не свидетельствует о наличии у него права на дальнейшее использование спорного помещения и проживание в нем, поскольку данные вопросы подлежат разрешению в ином порядке, установленном действующим жилищным законодательством.
Учитывая приведенные нормоположения в совокупности с установленными обстоятельствами, принимая во внимание, что истец не лишен права на получение субсидии на приобретение жилого помещения, возмещение затрат, связанных с наймом жилья, при этом в силу приведенных норм закона обязан освободить служебное жилье при переводе к новому месту военной службы, судебная коллегия полагает выводы судебных инстанций согласующимися с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Довод жалобы относительно того, что без предоставления жилищной субсидии он не может быть выселен из спорного жилого помещения, основан на неверном толковании действующего законодательства, поскольку освобождение жилого помещения в случае перевода к иному месту службы не находится в непосредственной зависимости от получения социальной выплаты.
Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными обстоятельствами, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22.07.2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Дубан И.Я. по доверенности Сидорова Г.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.