Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучуркина С.В. к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", установлении факта принадлежности нагрудного значка, присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения
по кассационной жалобе Кучуркина С.В. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Кучуркин С.В. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором с учетом уточненного иска просил:
- установить факт награждения Кучуркина С.В. нагрудным значком "Отличник военного строительства" на основании приказа командира войсковой части 52690 от 05 августа 1985 года N412;
- признать незаконным отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в присвоении Кучуркину С.В. звания "Ветеран труда";
- возложить на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым обязанность присвоить Кучуркину С.В, 01 ноября 1965 года рождения, звания "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда".
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года в удовлетворении иска Кучуркина С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив по делу новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов истец указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не учли положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, части 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Указывает, что нагрудный знак "Отличник военного строительства" указан в перечне ведомственных наград, содержащемся в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 41Д, с учетом того, что нагрудный знак ему вручен от имени Министра обороны СССР, на основании приказа командира войсковой части 52690 N 412 от 06 августа 1985 года, то есть полномочным лицом. Заявитель полагает, что наградной знак Министерства обороны Российской Федерации отнесен к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кучуркин С.В. проходил военную службу по призыву с 23 ноября 1983 года по 14 ноября 1985 года в должности "военный строитель" в воинском звании "рядовой".
06 августа 1985 года Кучуркин С.В. на основании приказа командира войсковой части N N награжден нагрудным знаком "Отличник военного строительства".
На момент награждения Кучуркин С.В. трудового стажа не имел, согласно трудовой книжке AT-V N от 26 августа 1986 года первая запись о принятии на работу учителем труда в среднюю школу N 2 города Чебаркуля датирована 22 августа 1986 года.
13 марта 2020 года Кучуркин С.В. обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 12-ЗРК/2014 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" Кучуркин С.В. представил копию паспорта, копию удостоверения "Молодой гвардеец XI пятилетки 1 степени", "Молодой гвардеец XI пятилетки 2 степени", копию трудовой книжки, копию удостоверения "Отличник военного строительства".
16 марта 2020 года по результатам голосования комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с удостоверением статуса и выдачей соответствующих удостоверений принято решение об отказе Кучуркину С.В. в установлении статуса "Ветеран труда" в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 12-ЗРК/2014 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием права на получение такой услуги.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4, 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 гожа N 12-ЗРК/2014 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Положением о нагрудном значке "Отличник военного строительства", утвержденного приказом Министра обороны СССР от 21 мая 1954 года N 76, исходил из того, что нагрудный знак "Отличник военного строительства" не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на основании статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", поскольку истец награжден ею в период прохождения военной службы по призыву, и награда является видом поощрения за образцовое исполнение производственных заданий на строительстве, выполняемом Министерством обороны, что нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что нагрудный значок "Отличник военного строительства", не может считаться ведомственным знаком отличия в труде, поскольку награждение им производилось приказами не Министра обороны либо командующего войсками военного округа, либо начальником строительства и расквартирования войск Министерства обороны СССР, а должностным лицом более низкого ранга.
Поскольку основанием для выдачи удостоверения "Ветеран труда" являются не любые почетные звания, знаки, грамоты, благодарности, а только те, которые выданы от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для присвоения Кучуркину С.В. звания "Ветеран труда" не имеется.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого, Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 01 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1.1. статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
В целях правового регулирования порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" в Республике Крым 27 ноября 2014 принят Закон Республики Крым N12-ЗРК/2014 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N12-ЗРК/2014 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", звание "Ветеран труда" присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями СССР либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоверенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N12-ЗРК/2014 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", звание "Ветеран труда", под ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", в настоящем Законе понимаются: ведомственные знаки отличия, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, порядок награждения которыми определяется Правительством Российской Федерации; ведомственные знаки отличия, учрежденные иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, порядок награждения которыми определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N12-ЗРК/2014 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", звание "Ветеран труда", за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствий с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда не менее 15 лет.
В соответствии с Положением о нагрудном значке "Отличник военного строительства", утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 21 мая 1954 года N 76, награждение указанным нагрудным значком производилось приказами командующего войсками военного округа, а по организациям центрального подчинения - начальником строительства и расквартирования войск Министерства обороны СССР.
Нагрудным значком "Отличник военного строительства" награждались наиболее передовые военные строители, показавшие отличные результаты в работе: рабочие, солдаты, сержанты, офицеры, инженерно-технические работники и служащие строительных воинских частей (полков, батальонов и рот), строительных организаций и предприятий, военно-строительных управлений (отделов военных округов и центрального подчинения), а также главных, центральных военно-строительных управлений Министерства обороны.
Награждение значком "Отличник военного строительства" производилось за выполнение и перевыполнение производственных заданий на строительстве, выполняемом Министерством обороны, с высокими качественными показателями, а также: за достижения в скоростном строительстве; за выполнение строительства важнейших объектов по утвержденным графикам; за систематическое перевыполнение норм выработки; за высокое качество строительных работ и сданных объектов; за отличное овладение и внедрение новой техники и передового новаторского опыта в производство; за отличный уход за техникой и достижения в выполнении заданий по экономии стройматериалов, деталей, инструментов и других ресурсов; за выполнение и перевыполнение заданий по снижению себестоимости строительства, стройматериалов и строй деталей; за образцовое выполнение заданий по производственному использованию личного состава воинских частей; за активное участие в социалистическом соревновании, примерность в работе на строительстве, высокую дисциплинированность, активное участие в общественно-политической жизни подразделения.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2017 года N 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" (вместе с "Порядком награждения ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации", "Положением о медали "За боевые отличия", "Положением о медали "За воинскую доблесть", "Положением о медали "За разминирование", "Положением о медали "За укрепление боевого содружества", "Положением о медали "За отличие в военной службе", "Положением о медали "За трудовую доблесть", "Положением о медали "Михаил Калашников", "Положением о медали "Участнику военной операции в Сирии") установлено, что ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", являются: медаль "За отличие в военной службе" I степени; медаль "За отличие в военной службе" II степени; медаль "За трудовую доблесть"; медаль "Михаил Калашников".
Как правомерно указано судами первой и апелляционной инстанций, поскольку нагрудный знак "Отличник военного строительства", которым награжден истец в период прохождения военной службы по призыву, является видом поощрения за образцовое исполнение производственных заданий на строительстве, выполняемом Министерством обороны, что нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, то данная награда не может быть отнесена к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на основании статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, поскольку одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" является награждение ведомственным знаком отличия в труде, а нагрудный знак "Отличник военного строительства" таковым не является, на основании данной награды у истца отсутствовало право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с представленными документами.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что не все ведомственные знаки отличия в труде являются основанием для признания лица ветераном труда, в частности, знак "Отличник военного строительства" в данном случае не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что знак "Отличник военного строительства" является основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда", заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на иное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кучуркина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.