Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бардакова Н.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании решений незаконными, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, истца Бардакова Н.В. и его представителя, судебная коллегия
установила:
Бардаков Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (далее - ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в городе Севастополе), в котором с учетом уточненного иска просил:
- установить, что специальный стаж работы Бардакова Н.В, подтвержденный надлежащими справками, превышает 12 лет и 6 месяцев, необходимые по закону для назначения страховой пенсии по старости досрочно;
- признать за Бардаковым Н.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как, лицу, проработавшему на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- признать отказы ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в городе Севастополе N 18484/20 и N76383/20 от 19 октября 2020 года в назначении Бардакову Н.В. досрочной страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему во вредных условиях труда не менее 12 лет и 6 месяцев незаконными;
- возложить на ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в городе Севастополе обязанность засчитать в специальный стаж периоды работы Бардакова Н.В, указанные в архивных справках и справках с места работы:
с 13 июля 1983 года по 29 октября 1984 года в должности газосварщика Воронежского механического завода, с 10 ноября 1984 года по 16 декабря 1987 года служба по призыву в Вооруженных силах СССР, с 14 марта 1988 года по 25 марта 1991 года в должности металлизатора ПСО "Югрыбсудоремонт", с 26 марта 1991 года по 02 октября 1995 года в должности металлизатора Севастопольского филиала СП "Марин инжениринг сервис", с 17 октября 1995 года по 14 марта 1996 года, с 23 марта 1996 года по 24 марта 1996 года, с 30 марта 1996 года по 26 декабря 1996 года, с 28 декабря 1995 года по 30 июня 1998 года, с 01 сентября 1998 года по 02 июня 1999 года в должности сварщика общества с ограниченной ответственностью "Созидатель", с 04 мая 2005 года по 31 августа 2005 года, с 13 сентября 2005 года по 05 октября 2005 года в должности газоэлектросварщика общества с ограниченной ответственностью "Созидатель", с 03 апреля 2007 года по 04 декабря 2007 года, с 08 декабря 2007 года по 28 февраля 2009 года, с 01 марта 2010 года по 31 января 2011 года, с 01 апреля 2011 года по 31 декабря 2011 года, с 16 января 2012 года по 18 января 2012 года, с 02 февраля 2012 года по 02 октября 2013 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика) общества с ограниченной ответственностью "Созидатель", с 04 июня 1999 года по 30 октября 2000 года, с 01 мая 2001 года по 18 октября 2001 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика) общества с ограниченной ответственностью "Севастопольский завод ЖБИ";
- возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) обязанность назначить Бардакову Н.В. страховую пенсию по старости досрочно как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 января 2020 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 марта 2021 года исковые требования Бардакова Н.В. удовлетворены.
Установлено, что специальный стаж работы Бардакова Н.В, подтвержденный надлежащими справками, превышает 12 лет и 6 месяцев, необходимые по закону для назначения страховой пенсии по старости досрочно.
За Бардаковым Н.В. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как, лицу, проработавшему на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Признаны незаконными отказы ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в городе Севастополе N 18484/20 и N76383/20 от 19 октября 2020 года в назначении Бардакову Н.В. досрочной страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему во вредных условиях труда не менее 12 лет и 6 месяцев.
На ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в городе Севастополе возложена обязанность засчитать в специальный стаж периоды работы Бардакова Н.В, указанные в архивных справках и справках с места работы:
с 13 июля 1983 года по 29 октября 1984 года в должности газосварщика Воронежского механического завода, с 10 ноября 1984 года по 16 декабря 1987 года служба по призыву в Вооруженных силах СССР, с 14 марта 1988 года по 25 марта 1991 года в должности металлизатора ПСО "Югрыбсудоремонт", с 26 марта 1991 года по 02 октября 1995 года в должности металлизатора Севастопольского филиала СП "Марин инжениринг сервис", с 17 октября 1995 года по 14 марта 1996 года, с 23 марта 1996 года по 24 марта 1996 года, с 30 марта 1996 года по 26 декабря 1996 года, с 28 декабря 1995 года по 30 июня 1998 года, с 01 сентября 1998 года по 02 июня 1999 года в должности сварщика общества с ограниченной ответственностью "Созидатель", с 04 мая 2005 года по 31 августа 2005 года, с 13 сентября 2005 года по 05 октября 2005 года в должности газоэлектросварщика общества с ограниченной ответственностью "Созидатель", с 03 апреля 2007 года по 04 декабря 2007 года, с 08 декабря 2007 года по 28 февраля 2009 года, с 01 марта 2010 года по 31 января 2011 года, с 01 апреля 2011 года по 31 декабря 2011 года, с 16 января 2012 года по 18 января 2012 года, с 02 февраля 2012 года по 02 октября 2013 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика) общества с ограниченной ответственностью "Созидатель", с 04 июня 1999 года по 30 октября 2000 года, с 01 мая 2001 года по 18 октября 2001 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика) общества с ограниченной ответственностью "Севастопольский завод ЖБИ".
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) возложена обязанность назначить Бардакову Н.В. страховую пенсию по старости досрочно как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 января 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05 июля 2021 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что уточняющие характер работы справки не могу являться надлежащим подтверждением льготного стажа, поскольку в справках отсутствуют сведения о характере работы (виде сварки), не отражены периоды отвлечения от основной деятельности либо о полной занятости истца, также не соответствует дата рождения истца, при этом судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка указанному обстоятельству. Полагает, что у судов отсутствовали законные основания для зачета спорных периодов работы истца в льготный стаж при отсутствии доказательств о способе и виде сварки, а также о занятости истца полный рабочий день. Указывает на наличие документов, содержащих сведения о нахождении истца в отпусках без сохранения заработной платы и работе в неполный рабочий день в спорные периоды.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06 декабря 2021 года произведена замена ответчика Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю.
В судебном заседании истец Бардаков Н.В. и его представитель против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, причин неявки не сообщил.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 31 января 2020 года Бардаков Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
19 октября 2020 года решением ГУ-Центр ПФР N1 по установлению пенсий в г. Севастополе N76383/20 Бардакову Н.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 12 лет 6 месяцев специального стажа.
Специальный стаж Бардакова Н.В. по подсчетам пенсионного органа составил 4 года 11 месяцев 25 дней, общий страховой стаж - 38 лет 00 месяцев 06 дней.
19 октября 2020 года решениями ГУ-Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе N76383/20 и N18484/20 Бардакову Н.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 12 лет 6 месяцев специального стажа.
Специальный стаж Бардакова Н.В. по подсчетам пенсионного органа составил 4 года 11 месяцев 25 дней, общий страховой стаж - 38 лет 00 месяцев 06 дней.
В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы Бардакова Н.В.: с 13 июля 1983 года по 29 октября 1984 года в должности газосварщика Воронежского механического завода; с 10 ноября 1984 года по 16 декабря 1987 года служба по призыву в Вооруженных силах СССР; с 14 марта 1988 года по 25 марта 1991 года в должности металлизатора ПСО "Югрыбсудоремонт"; с 26 марта 1991 года по 02 октября 1995 года в должности металлизатора Севастопольского филиала СП "Марин инжениринг сервис"; с 17 октября 1995 года по 14 марта 1996 года, с 23 марта 1996 года по 24 марта 1996 года, с 30 марта 1996 года по 26 декабря 1996 года, с 28 декабря 1995 года по 30 июня 1998 года, с 01 сентября 1998 года по 02 июня 1999 года в должности сварщика общества с ограниченной ответственностью "Созидатель"; с 04 мая 2005 года по 31 августа 2005 года, с 13 сентября 2005 года по 05 октября 2005 года в должности газоэлектросварщика общества с ограниченной ответственностью "Созидатель"; с 03 апреля 2007 года по 04 декабря 2007 года, с 08 декабря 2007 года по 28 февраля 2009 года, с 01 марта 2010 года по 31 января 2011 года, с 01 апреля 2011 года по 31 декабря 2011 года, с 16 января 2012 года по 18 января 2012 года, с 02 февраля 2012 года по 02 октября 2013 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика) общества с ограниченной ответственностью "Созидатель"; с 04 июня 1999 года по 30 октября 2000 года, с 01 мая 2001 года по 18 октября 2001 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика) общества с ограниченной ответственностью "Севастопольский завод ЖБИ".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бардакова Н.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 30, 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590, исходил из того, что занимаемые истцом в спорные периоды должности, поименованы в соответствующем Списке должностей.
С учетом того, что на дату достижения Бардаковым Н.В. возраста 55 лет (26 января 2020 года) у истца выработан специальный стаж работы более 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с 30 января 2020 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 2 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списки льготных профессий, должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, составлены по производственному признаку, поэтому для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа, при этом правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и действующему после 01 января 1992 года, пользуются:
газосварщики (позиция 23200000-11620);
электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756);
электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905);
электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906);
металлизаторы (позиция 23200000-14440).
Список N 2 от 22 августа 1956 года N 1173, раздел XV "Металлообработка" подраздела 5 "Производство покрытия металлов гальваническим способом" содержит наименование должности металлизаторы, в том числе горячим и вакуумным способом (подпункт "а" пункта "рабочие").
При этом, определяющим показателем является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах Списков. Для назначения работнику досрочной трудовой пенсии по старости необходимо установить на основании первичных документов полное соответствие характеру фактически выполнявшейся им работы с работой, предусмотренной Списками.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", которыми предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. После регистрации, периоды работы подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичный порядок подсчета страхового стажа закреплен в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреле 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В рассматриваемом случае условиями, при которых истцу могут быть включены в специальный стаж спорные периоды работы, имевшие место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем.
В материалы дела представлена справка, уточняющая особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, общества с ограниченной ответственностью "Созидатель" N 26/05/20-1 от 26 мая 2020 года за период работы истца с 18 сентября 1995 года со ссылкой на соответствующие раздел и подраздел Списка N2, занятость в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке в строительстве зданий с указанием периодов, не подлежащих включению в специальных страховой стаж (отпуска без сохранения зарплаты, периоды работы в течение неполного рабочего дня). Справка содержит ссылку на документы, на основании которых она выдана.
В материалах дела также представлена справка, уточняющая особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, акционерного общества "Севастопольский завод железобетонных изделий" N 109 от 26 мая 2020 за период работы с 04 июня 1999 года, также содержащая исчерпывающие сведений о характере работы истца со ссылкой на документы, на основании которых она выдана.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о наличии основанной для включения периодов работы истца в специальный стаж, поскольку им представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Других доводов о несогласии с обжалуемыми судебными постановлениями в кассационной жалобе не содержится, а суд кассационной инстанции в силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций, не допущено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05 июля 2021 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.