Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Тайгинского городского округа, поданную через суд первой инстанции 3 декабря 2021 г, на решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 ноября 2021 г.
по административному делу N 2а-218/2021 по административному исковому заявлению Администрации Тайгинского городского округа к Отделу надзора деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу, начальнику ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области Ануфриеву Илье Анатольевичу, ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Ануфриева И.А, начальника ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Тайгинского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания.
Требования мотивированы тем, что начальником ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу Ануфриевым И.А. администрации Тайгинского городского округа выдано предписание N по устранению нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны от 1 марта 2021 г.:
- в нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктом 3, 4, 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379, пункта 15.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, в целях гражданской обороны не определена номенклатура и объем запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств; запасы материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в целях гражданской обороны не созданы.
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 804, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, пунктов 10, 13 Приложения к приказу МЧС России, Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. N 578 "Об утверждении положения о системах оповещения", созданная в целях решения задач в области гражданской обороны муниципальная система оповещения не обеспечивает в полном объеме информирование населения об опасностях, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в соответствии с паспортом местной системы оповещения Тайгинского городского округа охват оповещения населения составляет 53 %).
Поскольку нарушений законодательства в сфере гражданской обороны административным истцом не допущено полагает предписание незаконным.
Решением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 ноября 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Указывает, что в Тайгинском городском округе определена номенклатура и объем запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств целях гражданской обороны, а также созданы запасы материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в целях гражданской обороны. При проведении проверки должностное лицо не проводило проверку в организациях, с которыми у администрации заключены соглашения; должностное лицо не выясняло, имеются ли в наличии в этих организациях товары в количестве, установленном Приложением N 2 к постановлению администрации N137-п, в связи с этим доводы должностного лица о том, что не созданы запасы материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств необоснованны и не подтверждаются документами. Согласно паспорту муниципальной системы оповещения Тайгинского городского округа по состоянию на 1 января 2021 г, комплексным использованием средств оповещения населения охватывается все население Тайгинского городского округа. Судами неправильно применены нормы материального права и сделан неверный вывод о том, что к сетям электрических, электронных сирен и мощных акустических систем относятся только указанные в паспорте технические средства оповещения в автоматизированном режиме (55, 4 %), поскольку, согласно паспорту, оповещение населения в автоматизированном и ручном режиме электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами составляет 100 %. В оспариваемом предписании не указаны, какие конкретные меры должны быть выполнены администрацией для устранения выявленных нарушений. Полагает оспариваемое предписание является неопределенным и неисполнимым, так как не содержит четкой формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо в данном случае совершить исполнителю для прекращения и устранения выявленного нарушения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в период с 1 февраля 2021 г. по 1 марта 2021 г. на основании распоряжения от 25 января 2021 г. начальником отдела НДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПРГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу Ануфриевым И.А. в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, с целью исполнения плана проведения новых проверок на 2021 г. проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Тайгинского городского округа Кемеровской области.
В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований, которые нашли отражение в акте проверки N от 1 марта 2021 г, Администрации Тайгинского городского округа выдано предписание N от 1 марта 2021 г. об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны в срок до 1 июля 2021 г.
Предписанием установлены следующие нарушения, подлежащие устранению:
- в нарушении части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктов 3, 4, 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379, пункта 15.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, в целях гражданской обороны не определена номенклатура и объем запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств; запасы материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в целях гражданской обороны не созданы.
- в нарушении статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 804, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, пунктов 10, 13 Приложения к приказу МЧС России, Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. N 578 "Об утверждении положения о системах оповещения", созданная в целях решения задач в области гражданской обороны муниципальная система оповещения не обеспечивает в полном объеме информирование населения об опасностях, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в соответствии с паспортом местной системы оповещения Тайгинского городского округа охват оповещения населения составляет 53 %).
Указанное предписание получено представителем администрации Тайгинского городского округа 9 марта 2021 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание N от 1 марта 2021 г. по устранению нарушений, установленных требований в области гражданской обороны вынесено уполномоченным на то должностным лицом, на законных основаниях и направлено на обеспечение соблюдения требований в области гражданской обороны, при этом применительно к изложенным положениям, возложенные оспариваемыми пунктами предписания обязанности соответствуют требованиям закона в области гражданской обороны.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы само по себе определение номенклатуры и объема запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств целях гражданской обороны без фактического создание данных запасов является нарушением федерального законодательства в сфере гражданской обороны, подлежащим устранению. Создание запасов иным способом, нежели накопление и хранение в специализированных складских помещениях (местах) хранения, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Доводы о надлежащей организации системы средств оповещения населения Тайгинского городского округа, также подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании пункта 15.2 Приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" и приложения 3 Приказа МЧС России от 31 июля 2020 г. N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.