Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края, поданной через суд первой инстанции 1 декабря 2021 года, на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 июня 2021 года по административному делу N 2а-2519/2020 по административному исковому заявлению Ачинского городского прокурора Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ачинский городской прокурор Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением к администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязать администрацию Преображенского сельского совета администрации Ачинского района Красноярского края создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об организации погребения и похоронного дела установлено, что в нарушение пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Красноярского края "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" от 15 октября 2015 года N 9-3724, Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края не создана, порядок ее деятельности не определен. Отсутствие на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению согласно гарантированному перечню услуг, предусмотренному законодательством, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 11 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 июня 2021 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края по непринятию мер по созданию на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края специализированной службы по вопросам похоронного дела; на администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Преображенский сельсовет Ачинского района Красноярского края специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В кассационной жалобе администрация Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Настаивает, что организация похоронного дела, в том числе создание специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края, должно осуществляться органами местного самоуправления Ачинского района Красноярского края, соответствующее финансирование на создание и содержание специализированных служб по вопросам похоронного дела Преображенскому сельсовету не передавалось. Законодательством Российской Федерации не определен статус и организационно-правовые формы специализированных служб, в связи с чем суды необоснованно возлагают на органы местного самоуправления обязанность создавать службу в форме муниципального предприятия или учреждения.
Полагает, что судами не установлен факт нарушения прав неопределенного круга лиц бездействием администрации Преображенского сельсовета, не учтено, что на территории сельсовета на основании муниципального контракта от 7 сентября 2020 года N, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО4, установлен гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемый на безвозмездной основе на осуществление похоронных услуг.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Красноярского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Ачинской межрайонной прокуратурой Красноярского края в ходе проверки соблюдения требований законодательства об организации погребения и похоронного дела установлено, что на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определен порядок ее деятельности.
29 ноября 2017 года Ачинским межрайонным прокурором вынесено представление Главе Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства об организации погребения и похоронного дела, в том числе по созданию на территории сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела.
22 декабря 2017 года администрация Преображенского сельсовета сообщила Ачинскому межрайонном прокурору о том, что специализированные организации и службы, осуществляющие деятельность по вопросам похоронного дела на территории Преображенского сельсовета не зарегистрированы, и постановлением администрации Ачинского района Красноярского края от 16 марта 2015 года N 288-П "Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню по погребению" определена специализированная служба по вопросам похоронного дела МУП "Ачинский транспорт", для которой установлен размер возмещения стоимости услуг на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
16 января 2018 года МУП "Ачинский транспорт" сообщило прокурору о том, что учреждение не является специализированной службой (организацией) по вопросам похоронного дела в Ачинском районе и сельских советов Ачинского района, осуществляет деятельность по погребению умерших граждан невостребованных родственниками только в г. Ачинске на основании Постановления администрации г. Ачинска N 312-п от 3 декабря 2009 года.
27 августа 2020 года между администрацией Преображенского сельсовета и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен муниципальный контракт N, предметом которого является предоставление индивидуальным предпринимателем гарантированного перечня услуг по погребению на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края.
Разрешая требования по существу и удовлетворяя их, судебные инстанции исходили из того, что администрацией Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края не исполнена возложенная по закону обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, чем созданы препятствия к реализации прав неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, нарушены права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств с последующим получением социального пособия. При этом наличие муниципального контракта с индивидуальным предпринимателем на оказание соответствующих услуг не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей, поскольку органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, а также не вправе делегировать сторонним организациям функции, осуществляемые только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Выводы судов являются правильными.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления), организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения муниципального района и городского поселения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 15).
Согласно части 3 статьи 14 названного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения из перечисленных в части 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статья 17 Закона об организации местного самоуправления не содержит исчерпывающего перечня полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, и предусмотрена возможность установления таких полномочий федеральными законами, уставами муниципальных образований.
Законом Красноярского края от 15 октября 2015 года N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), которым установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Согласно статье 25 указанного Федерального закона гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 2 названной статьи прямо предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами-местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе закрытого перечня услуг, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Таким образом, создание специализированной службы органом местного самоуправления является гарантией безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающим услуги в сфере похоронного дела.
При этом законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или некоммерческих партнерств на конкурсной основе.
Кроме того, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям и (или) некоммерческим партнерствам, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции, признавая незаконным бездействие административного ответчика, правомерно исходили из установленного факта неисполнения администрацией Преображенского сельсовета возложенной по закону обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, чем созданы препятствия к реализации прав неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
Доводы кассационной жалобы об обратном несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права и правильных выводов судебных инстанций не опровергают.
Вопреки доводам кассатора вопросы организации похоронного дела к полномочиям органов государственной власти не отнесены, утверждения о необходимости их исполнения в рамках переданных государственных полномочий не основана на нормах закона.
Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено нарушением прав граждан на гарантированную законом организацию в Российской Федерации похоронного дела при том, что Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям указанные полномочия. С учетом изложенного, заключение ответчиком муниципального контракта с индивидуальным предпринимателем на оказание услуг по погребению о надлежащем исполнении полномочий по организации похоронного дела и соблюдении установленных государством гарантий свидетельствовать не может.
Несостоятельны доводы жалобы о неправомерном возложении на органы местного самоуправления обязанности по созданию похоронной службы в форме муниципального предприятия, учреждения, поскольку это прямо следует из положений Закона о погребении и Закона об организации местного самоуправления.
Ссылка кассатора на то, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела увеличит расходы местного бюджета на содержание указанной службы, несостоятельна с учетом наличия обязанности органа местного самоуправления исполнить соответствующие требования Закона о погребении.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.