N 88-455/2022
г. Кемерово 11 января 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Дударёк Н.Г, рассмотрев гражданское дело N 04MS0011-01-2021-000321-62 по иску НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах республики Бурятия" к Ивановой Любови Васильевне о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт
по кассационной жалобе Ивановой Л.В. на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Иволгинского района Республики Бурятия от 28 апреля 2021 г, апелляционное определение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 24 августа 2021 г.
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (далее - НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия", Фонд) обратилась в суд с иском к Ивановой Л.В. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, ссылаясь на то, что ответчик Иванова Л.В. является собственником жилого помещения "адрес". Истец осуществляет функции регионального оператора на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 7 марта 2014 г. N 93. Ответчик обязанность по уплате ежемесячных вносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не исполняет надлежащим образом, в связи с чем просила взыскать с ответчика задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 1 мая 2017 г. по 31 марта 2020 г. в размере 19 121, 48 руб, а также государственную пошлину в размере 764, 86 руб.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Иволгинского района Республики Бурятия от 28 апреля 2021 г. (с учетом определения исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Иволгинского района Республики Бурятия об исправлении описки от 30 апреля 2021 г.), оставленным без изменения апелляционным определением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 24 августа 2021 г, исковые требования удовлетворены частично, в связи с применением срока исковой давности с Ивановой Л.В. в пользу НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" взыскана задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 1 июля 2017 г. по 31 марта 2020 г. в размере 8636, 60 руб, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 724, 00 руб, всего 9360, 60 руб.
В кассационной жалобе Ивановой Л.В. ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Иванова Л.В. с 15 июля 2009 г. является собственником жилого помещения, расположенного по "адрес".
Решение о способе формирования фонда капитального ремонта дома N, расположенного по "адрес", собственниками помещений не принято, в силу чего формирование фонда капитального ремонта данного дома производится на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 7 марта 2014 г. N 93 создана некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества Республики Бурятия", которая в силу статей 178-180 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляет функции регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия
Общий размер задолженности ответчика Ивановой Л.В. по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 мая 2017 г. по 31 марта 2020 г. составляет 19 121, 48 руб.
Разрешая заявленные исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 200, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчик Иванова Л.В, как собственник жилого помещения, расположенного по "адрес", является лицом, обязанным в силу закона оплачивать ежемесячные взносы в Фонд капитального ремонта. Принимая во внимание, что обязанность собственника помещения по уплате взносов на капитальный ремонт исполнена не была, с учетом применения срока исковой давности, суд признал обоснованными требования истца о взыскании образовавшейся в период с 1 июля 2017 г. по 31 марта 2020 г. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 18 105, 60 руб. При этом суд первой инстанции принял во внимание, поступившее в суд сообщение истца о том, что 10 февраля 2021 г. с ответчика взыскано 9 469 в счет погашения заявленной задолженности, и взыскал с Ивановой Л.В. 8 636, 60 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение мирового судьи в силе.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, установленным по делу обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения (пункт 1), взнос на капитальный ремонт (пункт 2), плату за коммунальные услуги (пункт 3).
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 169 ЖК РФ, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В рассматриваемом случае размер взносов на капитальный ремонт установлен Постановлениями Правительства Республики Бурятия от 23 декабря 2016 г. N 589, от 17 ноября 2017 г. N 543, от 16 ноября 2018 г. N 641, от 22 октября 2019 г. N 571.
Ответчик Иванова Л.В. в силу приведенного закона и установленных по делу обстоятельств была обязана вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период, при этом сам по себе факт отсутствия доказательств выставления ответчику ежемесячных счетов не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом не соблюдены меры по досудебному урегулированию спора, суд находит несостоятельными в силу следующего.
21 августа 2020 г. по делу N 2-2448/2020 и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Иволгинского района Республики Бурятия вынесен судебный приказ, который в последующем был отменен определением от 19 января 2021 г, ввиду поступления возражений от Ивановой Л.В.
В основе возможности защиты нарушенных прав, посредством получения судебного приказа лежит презумпция отсутствия спора, следовательно, судебный приказ, направляемый должнику судом для предоставления возможности подачи на него возражений, можно расценивать как несущий функцию тождественную досудебной претензии, поскольку отсутствие добровольного удовлетворения требований истца после направления ответчику претензии, равно как и заявление должника об отмене судебного приказа, свидетельствует о наличии спора и является основанием обращения кредитора в суд в порядке искового производства.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норма материального и процессуального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций определены верно. В обжалуемых судебных актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы о допущенных судами первой и апелляционной инстанций процессуальных нарушениях, не нашли своего подтверждения, в целом сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, они не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется. Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было, нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Иволгинского района Республики Бурятия от 28 апреля 2021 г, апелляционное определение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 24 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановой Л.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Г. Дударёк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.