Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Зайцевой Е.Н, Уфимцевой Н.А, с участием прокурора Самохина М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0011-01-2020-002786-46 по иску прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Кабанский район" о ликвидации несанкционированных свалок по кассационной жалобе представителя Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия" - Бойковой Л.К. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения прокурора Самохина М.В,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования "Кабанский район" (далее - Администрация), Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЭкоАльянс" об организации ликвидации несанкционированных свалок, в т.ч. в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а именно об обязании в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу Администрацию принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также об обязании ООО "ЭкоАльянс" в течение одного года осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов с земельных участков, расположенных в МО СП "Колесовское", в 100 метрах на северо-восток от дома, расположенного по адресу: "адрес". Большое Колесово Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, примерной площадью 0, 5 га, объемом 50 куб.м, в МО СП "Брянское", в 1615 метрах на северо-восток от дома, расположенного по адресу: "адрес" Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, примерной площадью 0, 2 га, объемом 50 куб.м, в МО СП "Кабанское", в местности "Перетолчино" в 3, 5 км на северо-запад от дома, расположенного по адресу: "адрес" Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, площадью 8, 6 га.
В обоснование требований истцом указано, что в результате проведенной проверки выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на вышеуказанных земельных участках, в т.ч. в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в границах МО СП "Колесовское", МО СП "Кабанское", что является нарушением требований действующего законодательства.
Данные свалки не включены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Свалки твердых коммунальных отходов находятся на землях, право собственности на которые не разграничено, следовательно, земля находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего функции собственника.
Определением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 08 февраля 2021 г. принят отказ прокурора Кабанского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц от исковых требований к ООО "ЭкоАльянс" о возложении обязанности осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых отходов с земельных участков в целях ликвидации несанкционированных свалок, производство по гражданскому делу в данной части прекращено.
С учётом уточнения требований прокурор просил суд обязать Администрацию в течение одного года со дня вступления решения в законную силу освободить земельные участки от отходов производства и потребления путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории МО СП "Колесовское", МО СП "Брянское" и МО СП "Кабанское".
Решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 02 марта 2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г. решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 02 марта 2021 г. отменено, принято новое решение об удовлетворении требований. На Администрацию возложена обязанность в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельные участки от отходов производства и потребления путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории:
- МО СП "Колесовское", в 100 метрах на северо-восток от дома, расположенного по адресу: "адрес". Большое Колесово Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, захламление территории примерной площадью 0, 5 га, объемом 50 куб.м. (согласно приведенным координатам);
- МО СП "Брянское", в 1615 метрах на северо-восток от дома, расположенного по адресу: "адрес" Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, несанкционированная свалка примерной площадью 0, 2 га (согласно приведенным координатам);
- МО СП "Кабанское" в местности "Перетолчино" в 3, 5 км. на северо-запад от дома, расположенного по адресу: "адрес" Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, примерной площадью 8, 6 га (согласно приведенным координатам).
В кассационной жалобе представителя Администрации - Бойковой Л.К. изложена просьба об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судом второй инстанции неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильного судебного постановления. Так, судебная коллегия республиканского суда не учла, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям может выступать только региональный оператор, а не орган местного самоуправления. В равной степени суд второй инстанции ошибочно не принял во внимание и то, что действующее правовое регулирование не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по ликвидации свалок, образованных на землях, право собственности на которые не разграничено.
В судебном заседании представитель процессуального истца - прокурор Самохина М.В. против удовлетворения кассационной жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что в ходе прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО СП "Колесовское", МО СП "Брянское" и МО СП "Кабанское" выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, в том числе в центральной экологической зоне Байкальской природной территории:
на территории МО СП "Колесовское", в 100 метрах на северо-восток от дома, расположенного по адресу: "адрес". Большое Колесово Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, захламление территории примерной площадью 0, 5 га, объемом 50 куб.м. (координаты: 52°06"59.2"N, 106°32"14.3"E);
на территории МО СП "Брянское", в 1615 метрах на северо-восток от дома, расположенного по адресу: "адрес" Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, несанкционированная свалка примерной площадью 0, 2 га (координаты: 52°03"46.4"N, 106°55"58.3"E);
на территории МО СП "Кабанское" в местности "Перетолчино" в 3, 5 км. на северо-запад от дома, расположенного по адресу: "адрес" Кабанского района Республики Бурятия, кадастровый N, примерной площадью 8, 6 га (координаты: 52°03"13.0""N, 106°36"88.3"E).
Данные свалки не включены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; находятся на землях, право собственности на которые не разграничено.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее - Постановление N 13-П), в числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 01 января 2015 г. называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
На основании части 3 статьи 8 Закона Республики Бурятия от 09 марта 2010 г. N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав Кабанского муниципального района Республики Бурятия, именно указанное лицо с учётом принятого на уровне данного субъекта законодательного регулирования несет ответственность по их надлежащему содержанию, что правомерно принято судом второй инстанции во внимание. Вопрос же о наличии финансирования подлежит разрешению в рамках межбюджетных отношений, поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 13-П, органы местного самоуправления, согласно части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, но не может служить основанием для отмены по сути верного судебного постановления.
В силу чего выводы суда апелляционной сделаны с соблюдением требований процессуального законодательства об оценке доказательств; нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судебной коллегией республиканского суда допущено не было. Приведенные в обжалуемом судебном постановлении суждения мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда второй инстанции не усматривается.
Доводы о несогласии с такими выводами суда апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации муниципального образования " "адрес"" Республики Бурятия" - Бойковой Л.К. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.