Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Жуленко Н.Л. и Зайцевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0002-01-2021-000025-63 по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко Станислава Викторовича в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым N*** (дело N 2-571/2021);
по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко Станислава Викторовича в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером N*** (дело N 2-572/2021);
по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко Станислава Викторовича в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером N*** (дело N 2-573/2021);
по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко Станислава Викторовича в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером N*** (дело N 2-574/2021), по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав объяснение прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона обратился в суд с указанными исками, в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки, военной прокуратурой Читинского гарнизона выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в несанкционированном скоплении бытовых отходов (свалок) на земельных участках с кадастровыми номерами: N*** (общая площадь загрязнения - 0, 007 га), N*** (общая площадь загрязнения - 0, 225 га), N*** (общая площадь загрязнения - 0, 027 га), N*** (общая площадь загрязнения - 0, 007 га), расположенных в границах лесотаксационных выделов участка "Антипиха - Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ по "адрес". Указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "УЛХиП" МО РФ в лице Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ.
Свалки представляют эпидемиологическую опасность для местного населения. С учётом уточнения исковых требований, истец просит обязать Министерство обороны РФ и ФГКУ "УЛХиП" МО РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, расположенных по "адрес" - в границах лесотаксационного выдела 25 квартала 32 участка "Антипиха-Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ (кадастровый N***); "адрес" - в границах лесотаксационного выдела 25 квартала 32 участка "Антипиха- Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ (кадастровый N***); "адрес" - в границах лесотаксационного выдела 9 квартала 20 участка "Антипиха- Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ (кадастровый N***); "адрес" - в границах лесотаксационных выделов 3, 4 квартала 20 участка "Антипиха-Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ (кадастровый N***) (т.1 л.д. 2-7, л.д. 228-229).
4 февраля 2021 г. определением суда гражданские дела N 2-571/2021, N 2-572/2071, N 2- 572/2021, N 2-574/2021 по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организаций и проведению работ по устранению несанкционированной свалки на земельном участке объединены в одно производство.
Решением Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 августа 2021 г, постановлено: исковые требования заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко С.В. в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации по объединённым в одно производство гражданским делам N 2-571/2021, N 2-572/2021, N 2-573/2021, N 2-574/2021 удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым N***, расположенном по "адрес" - в границах лесотаксационного выдела 25 квартала 32 участка "Антипиха-Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым N***, расположенном по "адрес" - в границах лесотаксационного выдела 25 квартала 32 участка "Антипиха-Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым N***, расположенном по "адрес" - в границах лесотаксационного выдела 9 квартала 20 участка "Антипиха-Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым N***, расположенном по "адрес" - в границах лесотаксационных выделов 3, 4 квартала 20 участка "Антипиха-Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
В кассационной жалобе Министерством обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, в октябре 2020 г. по распоряжению заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко С.В. проведена проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды на участке "Антипиха - Песчанка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ по "адрес". При осмотре выявлены участки леса, загрязнённые бытовыми и строительными отходами.
Из актов обследования следует, что места несанкционированного размещения отходов находятся на земельных участках с кадастровыми номерами: N*** (площадь участка 121 1943 кв.м, общая площадь загрязнения - 0, 007 га), N*** (площадь участка 181403 кв.м, общая площадь загрязнения - 0, 225 га), N*** (площадь участка 358554 кв.м, общая площадь загрязнения - 0, 027 га), N*** (площадь участка 2392518 кв.м, общая площадь загрязнения - 0, 007 га) в границах лесотаксационных выделов 3, 4, 9 и 25 кварталов 20 и 32 участка "Антипиха - Песчанка".
Указанные земельные участки, расположенные по "адрес", входят в состав земельного участка с кадастровым N***, площадью 2431 га (земли населённых пунктов - для нужд обороны).
Собственником земельного участка с кадастровым N*** на основании свидетельства о праве бессрочного пользования на землю N от 4 марта 1993 г. является Российская Федерация (право собственности зарегистрировано 17 августа 2007 г.).
В отношении вышеуказанных земельных участков осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "УЛХиП" МО РФ, земельные участки состоят на балансе Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиГТ" МО РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу и наличии оснований для возложения ответственности на администрацию Ингодинского административного района ГО "Город Чита", допустившей образование несанкционированных свалок, не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с разъяснениями. изложенными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61 -ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
На основании части 12 статьи 1 указанного Федерального закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу действия положений статьи 71 Конституции РФ, статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ 16 августа 2004 г. N 1082 в их взаимосвязи с положениями статьи 210, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые стоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей. Имущество Вооруженных Сил РФ, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц, в ведении которых федеральная собственность находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Созданное в соответствии с приказом Минобороны России ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России имеет филиал в виде Читинского лесничества Минобороны России на территории г. Читы и которое осуществляет свою деятельность в целях управления контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные выше нормативные правовые акты, принимая во внимание установленные обстоятельства о том, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, закреплены на правах постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России и состоят на балансе Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, возложили обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника в отношении названного федерального имущества.
Данный вывод согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о возложении на администрацию Ингодинского административного района ГО "Город Чита" обязанностей, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок, является ошибочным, не основанным на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.