Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чуньковой Т.Ю, судей Вульферт С.В, Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0010-01-2020-007486-75 по иску заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, третьи лица - ФГУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в лице 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск Восточного военного округа", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны Российской Федерации, Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны Российской Федерации, Жилищно-коммунальная служба N 5 ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны Российской Федерации, по кассационной жалобе ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 27 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по граждански делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи С.В. Вульферт, прокурора восьмого отдела (кассационного) апелляционно - кассационного управления Главного гражданского - судебного управления Генеральной прокуратуры РФ Козлицкой О.С, полагавшего оставить без изменения судебные акты, кассационную жалобу- без удовлетворения, судебная коллегия
установила
Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту объекта "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенного по адресу: "адрес"
Обязании ФГБУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации обращение с ходатайством о содействии в выполнении капитального ремонта объекта "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенного по адресу: "адрес"
Обязании Минобороны России организовать включение в план капитального ремонта на 2021-2022 гг. объект "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенный по адресу: "адрес", в объеме работ, указанном в п. 4 просительной части, с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Возложении на Минобороны России обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта объекта "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона по информации начальника отдела ФСБ России - "адрес" проведена проверка технического состояния и оборудования объекта "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенного по адресу: "адрес"
Из акта осмотра вышеуказанного здания от 25 марта 2020 года, составленного представителем жилищно-коммунальной службы N 5 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Воздушно-десантным войскам, следует, что данный объект требует капитального ремонта.
Согласно дефектной ведомости, подготовленной на основании акта осмотра объекта "адрес" (казарма) военного городка "адрес" воинской части N 32364, рассматриваемое здание нуждается в проведении капитального ремонта, связанного с указанными в ней видами работ.
В соответствии с передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011, утвержденным Министром обороны РФ и согласованным руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, на балансовый учёт ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России", помимо прочего, поставлен на баланс объект "адрес" военного городка "адрес" воинской части 32364, расположенного по адресу: "адрес". Министерства обороны РФ и закреплен за учреждением на праве оперативного управления.
Проведенной проверкой установлено, что с 01.04.2017 казарменно-жилищные объекты Минобороны России в/части 32364, в том числе вышеуказанный объект фактически обслуживается ЖКС N (производственный участок N 5/4 ЖКС N 5). Капитальный ремонт названного здания с момента его постройки ранее не проводился, о чем свидетельствует акт осмотра от 25.03.2020.
Кроме того, объект "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенный по данному адресу, в план капитального ремонта на 2020 год не внесен.
Таким образом, непроведение капитального ремонта указанного здания противоречит требованиям действующего законодательства и создает предпосылки к чрезвычайным ситуациям в в/части 32364 и, как следствие, возможной гибели, травматизму военнослужащих и лиц гражданского персонала, повреждению государственного имущества, росту социальной напряженности.
В июле 2019 года по информации отдела ФСБ России - "адрес" военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС N 5 требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в части эксплуатации вышеуказанного здания, по результатам которой 22.07.2019 заместителем военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона внесено представление об устранении нарушений закона. 27.08.2019 в военную прокуратуру Улан-Удэнского гарнизона от начальника ЖКС N 5 поступил ответ о невозможности выполнения надлежащего капитального ремонта по причине отсутствия лимитов бюджетных средств.
По сообщению начальника ЖКС N 5 от 02.06.2020 N N капитальный ремонт указанного здания не проводился, денежные средства на проведение капитального ремонта не выделялись.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2021 г. исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворены частично.
Суд обязал Минобороны России организовать включение в план капитального ремонта на 2021-2022 гг. объект "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенного по адресу: "адрес" с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств, на указанный ремонт не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, а также обеспечить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведение капитального ремонта объекта "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, расположенного по адресу: "адрес", связанного с: ремонтом и восстановлением отмостки -113 м2; ремонтом кирпичной кладки стен - 19м2; окраской фасадов известковыми составами - 3932 м2; ремонтом кирпичной кладки вентиляционных каналов - 12 м2; окраской потолков известковыми составами - 4575 м2; окраской стен известковыми (в/э) составами - 3460 м2; окраской стен краской масляной - 1248 м2; ремонтом деревянных полов - 2017 м2; заменой линолеума - 1200 м2; заменой оконных блоков - 71 шт.; заменой дверных блоков - 30 шт.; заменой задвижек в узлах ввода 80-2 шт.; заменой вентилей в узлах ввода 40-4 шт.; заменой трубопроводов ХВС 20- 195 п.м.; заменой трубопровода ГВС 20 - 195 п.м.; заменой трубопровода СО 25 - 345 п.м.; заменой радиаторов отопления 7-ми секционных - 145 шт.; устройством гидроизоляции стен душевых комнат - 245 м2; устройством гидроизоляции пола душевых комнат - 385 м2; облицовкой стен плиткой керамической - 245 м2; устройством покрытия полов из плиток керамических - 385 м2; заменой раковины - 36 шт.; заменой смесителей - 48 шт.; заменой писсуаров - 20 шт.; заменой унитазов - 12 шт.; установкой ножных ванн - 18 шт.;заменой трубопроводов канализационных 110 мм ПВХ - 175п.м.; заменой трубопроводов канализационных 50 мм ПВХ - 170 п.м; заменой светильников -193 шт.; заменой эл.розеток - 110 шт.; заменой ЩРС - 4 шт.; заменой электропроводки ВВГ 2*1, 5 - 1008 м.; устройством пожарно-охранной сигнализации -1 к-т; укреплением труб
канализации -200м.; прочисткой/ремонтом естественной вентиляции - 350 м2; ремонтом душевых кабин -36 шт.; обработкой деревянных конструкций кровли антипиренами.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить обжалуемые судебные акты, как незаконные, принять по делу новое решение.
В обоснование кассационной жалобы со ссылкой на Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2017 N 860 "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации" указывает, что суд первой инстанции рассмотрел дело без участия лиц о правах и обязанностях которых принято обжалуемое судебное решение, а именно командования войсковой части 32364, Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ.
Судами неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для надлежащего и всестороннего рассмотрения гражданского дела, не разграничены понятия капитального и текущего ремонта, все перечисленные работы обязанность по осуществлению которых возложена на Минобороны РФ относятся к текущему ремонту, обязанность по проведению которого возложена на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ (а также в связи с изменением в устав и по капитальному), Из судебных актов не следует, что имеются доказательства, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта.
Полагает, что за соблюдением уставного порядка и функционирование объектов военного городка отвечает командир воинской части, на территории которой расположен военный городок.
Считает, что прокурором не мотивирована необходимость обращения с иском в защиту неопределенного круга лиц, не приведена конкретная норма материального права, которая нарушена Министерством обороны, либо какие личные права и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены.
В кассационной жалобе изложено ходатайство об обозрении в судебном заседании судебной практики по приведенному в кассационной жалобе перечню.
На кассационную жалобу от военной прокуратуры Улан-Удэнского гарнизона в материалы дела поступило письменное возражение, в котором просят решение и апелляционное определение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иск прокурора заявлен в пределах своей компетенции, в интересах военнослужащих и лиц гражданского персонала, численность и персональный состав которых не определен, и направлен на обеспечение безопасных условий военной службы и труда.
Из установленных судами обстоятельств следует, что объект "адрес" военного городка "адрес" воинской части 32364, расположен по адресу: "адрес" бор, находится на праве оперативного управления ФГКУ "Сибирское ТУПО" МО РФ, передано в эксплуатацию ЖКС N5 филиала ФГБУ "ЦЖКУ".
23.04.2020 начальником отдела ФСБ России войсковая часть "адрес" на имя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона направлено письмо, в котором указано, что в ходе проведения плановых осеннего и весеннего осмотров (2019-2020 гг.) командованием войсковой части 32364 и эксплуатирующей организацией - ПУ 5/4 ЖКС N 5 (г. Ульяновск) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ (пор ВДВ), осуществлен визуальный осмотр состояния кирпичных стен и конструктивных элементов казармы.
В результате проведения осмотров обнаружены дефекты аварийного характера. Выявленные дефекты, имеющие признаки аварийности могут способствовать обрушению межэтажных перекрытий, что создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих, и порче (утрате) материальных ценностей, а также образованию имиджевых рисков и роста протестной активности среди военнослужащих, членов их семей и общественности.
27.05.2020 за N N начальником ЖКС N5 (г.Ульяновск) сообщено, что казарма инв. "адрес" расположенная по адресу: "адрес". военный городок "адрес", войсковая часть 32364 находится в оперативном управлении ФГБУ "Сибирское ТУПО" Минобороны России в г. Чита и передана в эксплуатацию по акту передачи от 31.03.2017 N N объект ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Ежегодно проводятся весенние и осенние осмотры с оформлением дефектных актов, формируются заявки на включение объектов в перечень ремонта и направляются в филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВДВ для дальнейшего формирования по округам.
С 2018 по 2020 годы по данным объектам проводился текущий ремонт собственными силами. В 2020 году объект включен в перечень объектов КЖФ, требующих текущего ремонта. Для выполнения полного комплекса ремонтных работ по объектам необходимо выполнить инструментальное обследование несущих конструкций.
Согласно дефектным актам от 11.09.2019, от 18.04.2020 установлены виды работ, необходимых для текущего ремонта и объем работ капитального ремонта.
Разрешая данный спор и удовлетворяя частично исковые требования военного прокурора, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь статьями 12, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", частью 1 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", частью 1 статьи 5, статьей 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ГОСТом 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2017 N 860, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, установив, что объект недвижимости инв. "адрес" (казарма), расположенный в военном городке "адрес" Войсковой части 32364 Республики Бурятия, "адрес" имеет признаки аварийности, эксплуатируется без проведения ремонтных работ, что создает угрозу возникновения чрезвычайных происшествий, травмирования военнослужащих и гражданских лиц, при этом собственник (Минобороны России), надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимает, пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований в части понуждения Минобороны России организовать включение в план капитального ремонта на 2021 год указанного здания и обеспечение его капитального ремонта.
С выводами суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности на Минобороны России, как лицо, осуществляющее полномочия собственника в отношении военного имущества, по проведению капитального ремонта объекта "адрес" военного городка "адрес" в/части 32364, согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального, процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом в совокупности и им в решении дана надлежащая правовая оценка, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в их правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Разрешая данный гражданско-правовой спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права его регулирующие.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении, в том числе о необходимости возложения ответственности на командование войсковой части 32364, либо жилищно-коммунальную организацию, действующую в системе Минобороны России.
Судами установлено, что спорный объект требует именно капитального ремонта, что подтверждается проведенными в отношении него осмотрами, дефектными ведомостями и актами, соответственно, суд обоснованно возложил обязанность такого ремонта на собственника имущества. Следует отметить, что само по себе проведение капитального ремонта без проведения сопутствующих работ по текущему ремонту невозможно.
Из содержания судебных актов следует, что суды всесторонне исследовали доказательства по делу, установили необходимые для разрешения спора обстоятельства, в том числе виды и объемы требуемых работ, и дали всестороннюю оценку доводам заявителя.
Ссылка заявителя на иную судебную практику, Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2017 N 860 "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации", который определяет общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебных постановлений. Они, в том числе заявлялись в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в судах, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, поскольку фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов по обстоятельствам дела.
Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 27 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по граждански делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Ю. Чунькова
Судьи
С.В. ВульфертВ.Н. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.