Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-178/2021, УИД 22RS0007-01-2021-000188-52 по исковому заявлению Перовой Натальи Викторовны к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснение представителя Министерства здравоохранения Алтайского края Еремеева В.Н, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Перова Наталья Викторовна обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований Перова Н.В. указала, что обучалась в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Алтайский государственный медицинский университет" с 2012 г. по 2018 г. по очной форме обучения, по окончании обучения ей присвоена квалификация врача-лечебника.
Кроме того, 8 июля 2020 г. она окончила ординатуру по специальности акушерство-гинекология, ей присвоена соответствующая квалификация.
30 июля 2018 г. Перова Н.В. заключила договор N о целевом обучении с Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Алтайская центральная районная больница", по условиям которого она обязалась освоить образовательную программу акушерства и гинекологии, реализуемую в ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет", заключить с Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Алтайская центральная районная больница" трудовой договор не позднее чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации, отработать в организации не менее 5 лет либо возместить организации в течение 3 месяцев расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.
В нарушение условий названного договора она не трудоустроилась в КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница", однако 2 сентября 2020 г. заключила эффективный контракт N с КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" о трудоустройстве на должность врача акушера-гинеколога. В то же время она возместила КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в сумме 37 500 рублей, оплатила штраф в размере 75 000 рублей 13 октября 2020 г.
27 сентября 2020 г. главным врачом КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" направлена заявка в Министерство здравоохранения Алтайского края на получение субсидий из федерального бюджета на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, однако единовременная выплата не была произведена в течение 30 дней со дня поступления заявки.
7 декабря 2020 г. Перова Н.В. самостоятельно обратилась с письмом в Министерство здравоохранения Алтайского края с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявления о предоставлении выплаты.
29 декабря 2020 г. ей разъяснено, что документы Перовой Н.В. по вопросу предоставления выплаты не поступали, для решения вопроса о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ей необходимо трудоустроиться в КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" на должность врача акушера-гинеколога.
Перова Н.В. просила суд признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 29 декабря 2020 г. N и от 16 февраля 2021 г. N в предоставлении единовременных компенсационных выплат в размере 1 000 000 рублей, осуществляемых в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; обязать Министерство здравоохранения Алтайского края принять решение о предоставлении ей такой выплаты.
Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 7 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г, исковые требования Перовой Н.П. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Министерства здравоохранения Алтайского края в предоставлении Перовой Н.В. единовременных компенсационных выплат в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения". Министерство здравоохранения Алтайского края обязано разрешить вопрос о единовременной компенсационной выплате Перовой Н.В. в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения", как лицу, относящемуся к категории медицинских работников, прибывших на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство здравоохранения Алтайского края просит отменить решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счёт средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно части 12.1 статьи 51части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении".
Приложением N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в редакции от 23 декабря 2020 г.), утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил условиями предоставления субсидии являются: а) утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включённой в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере:
1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие поселки, либо посёлки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населённом пункте, либо рабочем поселке, либо посёлке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.
Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 г. N 119 утверждён Порядок предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населённых пунктах, либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек; органом, уполномоченным на предоставление единовременных компенсационных выплат, определено Министерство здравоохранения Алтайского края (Попов Д.В.).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек (далее - "Порядок"), данный Порядок регулирует вопросы предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат (далее - "выплата") медицинским работникам (врачам, фельдшерам) краевых государственных медицинских организаций (далее - "медицинская организация"), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьёй 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включённой в программный реестр должностей (далее - "медицинский работник"), в размере 1 млн рублей для врачей и 0, 5 млн рублей для фельдшеров и в размере 1, 5 млн рублей для врачей и 0, 75 млн рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, расположенные на удалённых и труднодоступных территориях, в соответствии с перечнем, утверждаемым распоряжением Правительства Алтайского края.
Выплата предоставляется медицинскому работнику однократно Министерством здравоохранения Алтайского края (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка Министерство здравоохранения Алтайского края вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населённом пункте, либо рабочем посёлке, либо посёлке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.
Для получения выплаты медицинский работник заключает трудовой договор с медицинской организацией на неопределённый срок (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка для получения врачами выплаты медицинский работник, заключивший трудовой договор с медицинской организацией, подаёт в Министерство здравоохранения Алтайского края следующие документы:
а) письменное заявление медицинского работника о предоставлении выплаты с указанием сведений о своем счёте, открытом в кредитной организации для перечисления выплаты, а также почтового адреса или адреса электронной почты, по которым должен быть направлен ответ (далее - "заявление");
б) заверенные копии:
документа, удостоверяющего личность;
трудового договора;
трудовой книжки или справки, содержащей сведения о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документа, подтверждающего наличие высшего образования в сфере здравоохранения; документа об окончании интернатуры или ординатуры (клинической ординатуры) и сертификата специалиста либо документа об аккредитации специалиста;
в) справку об отсутствии финансовых обязательств по договору о целевом обучении.
Министерство здравоохранения Алтайского края запрашивает в медицинской организации справку об укомплектованности её штата, а также документы, указанные в подпункте "в" пункта 7.1, подпункте "в" пункта 7.2 Порядка, в случае их непредставления медицинским работником (пункт 8 Порядка).
Медицинский работник несёт ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных в Министерство здравоохранения Алтайского края (пункт 9 Порядка).
Днём обращения медицинского работника за предоставлением выплаты считается день регистрации Министерством здравоохранения Алтайского края документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка (далее - "документы") (пункт 10 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка основаниями для отказа в предоставлении выплаты являются:
а) выявление недостоверных сведений в документах и (или) непредставление одного или нескольких документов;
б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление, требованиям, предусмотренным пунктом 1 Порядка.
Отказ в предоставлении выплаты в связи с непредставлением документов не препятствует повторному обращению медицинского работника за предоставлением выплаты после устранения причин отказа (пункт 14 Порядка).
При принятии Министерством здравоохранения Алтайского края решения о предоставлении выплаты медицинская организация в срок не более 10 рабочих дней со дня получения решения заключает с медицинским работником договор о предоставлении выплаты (далее - "договор") (пункт 15 Порядка).
Министерство здравоохранения Алтайского края в течение 30 рабочих дней со дня получения договора перечисляет выплату на счет медицинской организации на основании соглашения о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, заключённого с медицинской организацией (пункт 18 Порядка).
Выплата медицинскому работнику производится медицинской организацией в течение 10 рабочих дней после её поступления на счёт медицинской организации (пункт 19 Порядка).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением выплаты медицинским работникам, осуществляется за счёт субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление данной субсидии, на цели, указанные в пункте 1 Порядка, и средств краевого бюджета в соотношении соответственно 99 и 1 процент (пункт 20 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Перова Н.В. имеет квалификацию "Врач-лечебник", диплом специалиста N выдан ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет", протокол N от ДД.ММ.ГГГГ
Перова Н.В. 8 июля 2020 г. окончила ординатуру по специальности акушерство-гинекология, присвоена квалификация акушер-гинеколог.
30 июля 2018 г. Перова Н.В. заключила договор N о целевом обучении с КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница", по условиям которого, обязалась освоить образовательную программу по 31.08.01. акушерство и гинекология, врач-акушер-гинеколог, ординатура, реализуемую в ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет".
Согласно пункта 5 данного договора, Перова Н.В. обязана осваивать образовательную программу по 31.08.01, акушерство и гинекология, врач-акушер-гинеколог, ординатура; заключить с КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" не позднее чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации и отработать в Организации не менее 5 лет; возместить организации в течение 3 месяцев расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.
В нарушение условий подпункта "д" пункта 5 указанного договора, Перова Н.В. не трудоустроилась в КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница".
2 сентября 2020 г. Перова Н.В. заключила эффективный контракт N с КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" о трудоустройстве на должность врача акушера-гинеколога.
Из представленной суду первой инстанции информации КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" следует, что в связи с исполнением Перовой Н.В. условий договора от 1 апреля 2018 г. о целевом обучении в части возмещения расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки в сумме 37 500 рублей 00 копеек, и штрафа в размере 75 000 рублей 00 копеек, КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" претензий по указанному договору к Перовой Н.В. не имеет.
Из материалов дела следует, что Перова Н.В. оплатила финансовую санкцию в размере 112 500 рублей на счёт КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" 13 октября 2020 г.
27 сентября 2020 г. главным врачом КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" направлена заявка в Министерство здравоохранения Алтайского края на получение субсидий из федерального бюджета на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в сумме 1 000 тыс. рублей в количестве 8 человек согласно сведениям на сентябрь 2020 года, в том числе Перовой Н.В.
7 декабря 2020 г. Перова Н.В. обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения Алтайского края об истребовании информации о результатах рассмотрения заявления о предоставлении компенсационной выплаты, поданного ею 27 октября 2020 г. на имя главного врача КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" которое было перенаправлено КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" в Министерство здравоохранения Алтайского края, исх. N от 5 ноября 2020 г.
29 декабря 2020 года Перовой Н.В. дан ответ о том, что заявление о единовременной компенсационной выплате медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, в Министерство здравоохранения Алтайского края от Перовой Н.В. не поступало, а также разъяснено Перовой Н.В, что для решения вопроса о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ей необходимо трудоустроиться в КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" на должность врача-акушера-гинеколога.
28 января 2021 г. Перова Н.В. представила в Министерство здравоохранения Алтайского края заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, копию приказа о приёме на работу, копию диплома специалиста, копию диплома об окончании ординатуры, копию трудовой книжки, копию письма КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница", копию кассового чека, должностную инструкцию, эффективный контракт, паспорт (копии).
Из ответа Министерства здравоохранения Алтайского края N от 16 февраля 2021 г. следует, что в отчётном периоде единовременные компенсационные выплаты будут предоставляться медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в 2021 году в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек и трудоустроившимся на должности, включённые в программный реестр должностей, утверждаемый приказом Министерства здравоохранения Алтайского края, а также специалистам, продолжающим работу в той же медицинской организации, после исполнения обязательств по отработке срока, установленного договором о целевом обучении. Согласно трудовой книжки Перова Н.В. трудоустроилась в КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" в 2020 году, поэтому не является прибывшей (переехавшей) на работу в 2021 году.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Перовой Н.П. о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения Алтайского края в предоставлении единовременных компенсационных выплат в рамках Государственной программы "Развитие здравоохранения", согласно ответам N от 29 декабря 2020 г. и N от 16 февраля 2021 г, о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Алтайского края разрешить вопрос о единовременной компенсационной выплате Перовой Н.В. в рамках Государственной программы "Развитие здравоохранения", как лицу относящемуся к категории медицинского работника, прибывшего (переехавшего) на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям вышеприведёнными положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, Постановления Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 г. N 119, пришёл к выводу о том, что Первой Н.В. П. все установленные нормативными правовыми актами условия для получения спорной выплаты соблюдены, следовательно, она была вправе рассчитывать на получение спорной выплаты в 2020 году.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Перова Н.В. прошла целевое обучение, вернула потраченные на её обучение бюджетные средства предполагаемому работодателю с уплатой штрафа, трудоустроилась в 2020 году в учреждение здравоохранение в городе Белокурихе с населением до 50 тысяч человек, укомплектованность штата которого составляет менее 60 процентов, заключила трудовой договор на неопределённый срок.
Отклоняя доводы ответчика о том, что Перова Н.В. не исполнила договор о целевом обучении в части трудоустройства в КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница", обратилась с заявлением о предоставлении выплаты в 2021 г, в связи с чем не является прибывшей (переехавшей) на работу в 2021 г, а потому права на получение спорной выплаты в 2021 г. не имеет, суд первой инстанции указал, что право Первой Н.В. на получение единовременной компенсационной выплаты по программе единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населённых пунктах, либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек не может быть связано с её трудоустройством именно в КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница"; с соответствующим заявлением Перова Н.В. обратилась в период действия Постановления Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 г. N 119, регулировавшего Порядок предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населённых пунктах, либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, прибывшим (переехавшим) на работу в 2020 году.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что в условиях того, что Перова Н.В. в трудовых отношениях с КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" никогда не состояла, после прохождения обучения в КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" не трудоустроилась, возместив КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" понесённые расходы и оплатив штраф, следовательно на неё распространяется подпункт "а" пункта 4 Порядка предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населённых пунктах, либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, утверждённого постановлением Правительства Алтайского края, содержащий лишь обязанность лица, прошедшего обучение, заключить трудовой контракт с любой медицинской организацией в сельской местности с укомплектованностью штата менее 60 %. Поскольку Перова Н.В. такие условия выполнила, то само по себе незаключение трудового договора с КГБУЗ "Алтайская центральная районная больница" по инициативе молодого специалиста (медицинского работника) - получателя социальной выплаты без учёта конкретных обстоятельств, приведших к таким действиям, не может служить безусловным основанием для лишения Перовой Н.В. права на эту выплату, поскольку она заключила трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, то есть, начала работу в организации той же сферы. При этом трудоустройство Перовой Н.В. в КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" не противоречило основным целям и задачам как федеральной целевой программы, так и региональной программы по созданию надлежащих условий для закрепления молодых специалистов в сельской местности, целевому назначению спорной выплаты.
Отклоняя доводы ответчика о том, что с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты истец обратилась только в 2021 году, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что правом на получение единовременной компенсационной выплаты Перова Н.В. воспользовалась в 2020 году посредством своего работодателя, обратившегося в Министерство здравоохранения в сентябре 2020 года с просьбой сформировать заявку и получившей отказ в декабре 2020 года. При этом из смысла части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" следует, что правом на получение единовременной компенсационной выплаты обладают медицинские работники, прибывшие на работу в сельский населённый пункт в конкретном году, и их право не ставится в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, либо от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате указанной компенсации в разные бюджетные уровни системы Российской Федерации. В противном случае медицинские работники, прибывшие на работу и заключившие трудовые договоры с медицинскими учреждениями в канун 2020 года, уже ни при каких обстоятельствах не имели бы право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Министерства здравоохранения Алтайского края о том, что Перова Н.В. в 2020 г. не обращалась с заявлением на получение единовременной компенсационной выплаты с приложенным пакетом документов, следовательно не имеет права на предоставление ей выплаты в 2020 году, а также о том, что по окончании обучения Перова Н.В. не трудоустроилась в КГБУЗ "Алтайская центральная больница", а трудоустройство Перовой Н.В. на должность врача акушера-гинеколога в КГБУЗ "Центральная городская больница г. Белокуриха" не влечёт за собой возникновение у неё права на получение выплаты, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
По смыслу положений части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, Порядка предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населённых пунктах, либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, утверждённого постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 г. N 119, единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, в города с населением до 50 тыс. человек в данном случае расположенные на территории Алтайского края, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населённых пунктах, в рабочих посёлках, в посёлках городского типа, в городах с населением до 50 тыс. человек. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо поселки городского типа, либо в города с населением до 50 тыс. человек однократно в течение их трудовой деятельности. Произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.
Установив, что Перовой В.Н. все установленные нормативными правовыми актами условия для получения спорной выплаты соблюдены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Перова В.Н. была вправе рассчитывать на получение спорной выплаты в 2020 году.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.