Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Гордиенко А.Л, Попова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0030-01-2020-000274-61 по искам Шилова Е.В, Иванова Л.Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании права собственности на жилое здание - блок жилого дома блокированной застройки по кассационной жалобе представителя Шилова Е.В, Иванова Л.Д. - Гончаренко А.А. на решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 04 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения представителя Шилова Е.В, Иванова Л.Д. - Гончаренко А.А,
УСТАНОВИЛА:
Иванова Л.Д. и Шилова Е.В. обратились в суд с исками к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра), в которых с учётом уточнения требований просили о признании за Иванова Л.Д. права собственности на жилое здание - блок жилого дома блокированной застройки площадью 82, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"; за Шилова Е.В. права собственности на жилое здание - блок жилого дома блокированной застройки площадью 128, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
В обоснование требований истицами указано, что им на праве общей долевой собственности, по ? доли каждой, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом по адресу: "адрес"А. Сособственники пришли к соглашению о разделе дома и обратились в Управление Росреестра за регистрацией права на отдельные части дома - квартиры. Однако в осуществлении такой регистрации им было отказано.
Вместе с тем, истицами проведен раздел жилого дома в натуре; фактические границы участков сторон обозначены на местности заборами, постройками и существуют в неизменном виде.
Согласно заключению эксперта N следует, что выполненный вариант раздела дома на квартиры соответствует требованиям, предъявляемым к объектам данной категории, и не нарушает действующих норм и правил. Жилые постройки истиц, образованные в результате раздела, в счет принадлежащих им долей квалифицированы кадастровым инженером с наименованием - блок жилого дома блокированной застройки и выполнен соответствующий технический план. Такое жилое помещение может располагаться на самостоятельных земельных участках, принадлежащих истицам на праве собственности с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 154-155 т. 1).
Определением Краснотуранского районного суда Красноярского края от 07 августа 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Краснотуранского района Красноярского края.
Решением Краснотуранского районного суда Красноярского края от 19 мая 2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 04 октября 2021 г. решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 19 мая 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Шилова Е.В, Иванова Л.Д. - Гончаренко А.А. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, выводы судов не основаны на собранных по делу доказательствах, включая заключение судебной экспертизы, установившей соответствие жилого дома требованиям градостроительных, санитарно-эпидемиологических, пожарно-технических норм и правил.
Участвуя в судебном заседании с помощью средств ВКС, представитель Шилова Е.В, Иванова Л.Д. - Гончаренко А.А. доводы кассационной жалобы поддержал. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что жилой "адрес"А по "адрес" в "адрес" принадлежит Шилова Е.В. и Иванова Л.Д. на праве общей долевой собственности (по ? доли у каждой) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N. Вид разрешенного использования данного земельного участка: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.
Материалами дела также подтверждается, что общая площадь всех помещений спорного дома составляет 210, 8 кв.м, что на 81, 4 кв.м. превышает площадь индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"А, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Из копии постановления N-п, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, главой Администрации Новосыдинского сельсовета Краснотуранского района усматривается, что жилому дому, расположенному по адресу: "адрес", изменено наименование на многоквартирный жилой дом (л.д. 83 т. 1)
ДД.ММ.ГГГГ Шилова Е.В. и Иванова Л.Д. обратились с заявлениями о проведении государственного кадастрового учёта и регистрации права собственности за Иванова Л.Д. на "адрес", общей площадью 71, 3 кв.м, по адресу: "адрес", за Шилова Е.В. - на "адрес", общей площадью 89 кв.м, расположенную по тому же адресу. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию предоставлено соглашение участников общей долевой собственности о разделе, составленное ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Иванова Л.Д. и Шилова Е.А. пришли к соглашению в разделе жилого дома по "адрес" в "адрес", в результате которого Иванова Л.Д. приобретает в собственность жилое помещение - "адрес", общей площадью 71, 3 кв.м, в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, а Шилова Е.А. - "адрес", общей площадью 89 кв.м, в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации права на отдельные жилые помещения (квартиры), в том числе по причине того, что вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает возможность размещения многоквартирного жилого дома (л.д. 11 т. 1).
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что собственник земельного участка имеет право, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно положениям пункта 9 статьи 1, частей 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что земельные участки, на которых могут создаваться многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом, жилой дом блокированной застройки имеют различные правовые режимы. Соответственно, вид разрешенного использования и категория земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане соответствующего земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации соответствующего вида объекта недвижимого имущества.
В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 2 статьи 49 ГрК РФ, согласно которой под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденными Постановлением Госстроя России от 22 марта 2001 г. N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.
При этом согласно строительным нормам и правилам "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. N 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
В то же время в жилых домах блокированной застройки для проживания одной семьи предназначена не квартира, а блок, расположенный на отдельном земельном участке (пункт 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
С учетом части 2 статьи 49 ГрК РФ в целях эксплуатации указанных жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования.
В Приложении Б "Термины и определения" к СНиП 31-02-2001 указано, что настоящий документ распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. При этом под автономным жилым блоком понимают жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над (под) другими жилыми блоками.
Таким образом, из изложенных выше положений следует, что ключевыми различиями многоквартирного дома и жилого дома блокированной застройки (каждый блок которого соответствует признакам индивидуального жилого дома) являются: наличие (отсутствие) общего имущества (кроме стен между соседними блоками); статус земельного участка (каждый блок жилого дома находится на отдельном земельном участке).
В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. разъяснено, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости как блок, если она является обособленной и изолированной. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что жилой дом по адресу: "адрес" по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам блокированной застройки (пункт 2 статьи 49 ГрК РФ). Напротив, его конструктивно-технические особенности таковы (наличие общего фундамента, крыши и коммуникаций), что каждая из частей технически связана с другой частью и не может обслуживаться самостоятельно. В равной степени судами принято во внимание и то, что спорный дом расположен на общем земельном участке, вид разрешенного использования которого исключает как расположение на нем многоквартирных домов, так и домов блокированной застройки. Судами также учтено и наличие признаков самовольной реконструкции в связи с увеличением общей площади дома на 81, 4 кв.м, до легализации которой вопрос о разделе жилого дома в натуре по правилам статьи 252 ГК РФ также не допускается, что, впрочем, не лишает заинтересованных лиц права на иск о признании права на жилое помещение в реконструированном состоянии.
В силу чего выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, а доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном истолковании закона. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было. При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанций, были предметом рассмотрения и оценки, не содержат оснований к отмене постановленных судами решений, а повторяют правовую позицию истиц и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 04 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шилова Е.В, Иванова Л.Д. - Гончаренко А.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.