Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-275/2021, УИД 42RS0031-01-2021-000437- 55 по иску Государственного казённого учреждения Центр занятости населения г. Кемерово к Юркину Сергею Павловичу о взыскании незаконно полученных денежных средств, по кассационной жалобе Государственного казённого учреждения Центр занятости населения г. Кемерово на решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное казённое учреждение Центр занятости населения г. Кемерово (далее - ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово) обратилось в суд с иском к Юркину Сергею Павловичу о взыскании незаконно полученных денежных средств в размере 87 415 руб. 82 коп.
В обоснование исковых требований ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово указано, что 16 апреля 2020 г. Юркин С.П. подал заявление в электронной форме через единый портал "Работа в России", указав адрес места жительства: "адрес".
На основании указанного заявления Юркин С.П. поставлен на учёт в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово в качестве безработного, ему назначено и выплачено пособие по безработице за период с 17 апреля 2020 г. по 16 октября 2020 г. в размере 87 415 руб. 82 коп.
1 декабря 2020 г. выявлено, что Юркин С.П. предоставил недостоверную информацию в центр занятости о своём месте жительства, т.к. в его паспорте место жительство указано: "адрес".
1 декабря 2020 г. вынесен приказ N о прекращении выплаты пособия по безработице с 17 апреля 2020 г. в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путём.
ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово считает, что Юркин С.П. незаконно получил пособие по безработице за период с 17 апреля 2020 г. по 16 октября 2020 г. в размере 87 415 руб. 82 коп, в связи с чем оно подлежит возврату.
Решением Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г, в удовлетворении исковых требований ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово к Юркину С.П. о взыскании незаконно полученных денежных средств отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово просит отменить решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. От ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Российская Федерация ? это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Юркина С.П. 16 апреля 2020 г. в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с пунктом 1 Временных правил, данные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утверждённой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации пункт 2 Временных правил).
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).
Центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния"; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчёт ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4(1) Временных правил).
При неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (пункт4(3) Временных правил).
В силу абзаца второго статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации является обязанностью граждан Российской Федерации.
Под местом пребывания в соответствии с абзацами седьмым и восьмым статьи 2 названного Закона следует понимать, в том числе, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, а под местом жительства - жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 апреля 2020 г. Юркин С.П. через единый портал "Работа в России" подал заявление в электронной форме, указав в графе заявления "адрес места жительства (пребывания)" адрес своего места жительства: "адрес".
Приказом ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово от 24 апреля 2020 г. N Юркин С.П. признан безработным с 17 апреля 2020 г, ему назначено пособие по безработице в течение 6 месяцев с 17 апреля 2020 г. по 16 октября 2020 г. в размере 15 769 рублей ежемесячно.
Приказом от 7 августа 2020 г. N изменён порядок начисления пособия по безработице, Юркину С.П. назначено пособие по безработице с 17 апреля 2020 г. по 31 августа 2020 г. в размере 15 769, 00 руб. в месяц, с 1 сентября 2020 г. по 16 октября 2020 г. в размере 60 % средней заработной платы (18 667, 00 руб.) 11 200, 20 руб. в месяц.
Приказом от 1 декабря 2020 г. N прекращена выплата пособия по безработице Юркину С.П. с 17 апреля 2020 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путём.
Приказом от 1 декабря 2020 г. N Юркин С.П. снят с регистрационного учёта в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 1 декабря 2020 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путём.
ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово направило на адрес электронной почты Юркина С.П. уведомление от 2 декабря 2020 г. с требованием возвратить в срок до 25 декабря 2020 г. полученное пособие по безработице за период с 17 апреля 2020 г. по 16 октября 2020 г. в сумме 87 415 руб. 82 коп, которое Юркиным С.П. исполнено не было.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово исковых требований о взыскании с Юркина С.П. незаконно полученного пособия по безработице, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств, руководствуясь вышеприведёнными нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям, пришёл к выводу о том, что оснований для признания действий Юркина С.П. направленными на получение пособия обманным путём, не имеется. Юркиным С.П. не предоставлялись в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово какие-либо ложные сведения, касающиеся наличия у него права на приобретение статуса безработного и получение пособия по безработице как такового.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что по адресу: "адрес" Юркин С.П. был зарегистрирован только 10 августа 2020 г, на момент обращения в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово Юркин С.П. не имел постоянной регистрации по месту жительства, проживал в г. Кемерово, в том числе с 18 декабря 2018 г. по адресу: "адрес", в связи с чем имел право обратиться в Центр занятости населения г. Кемерово по месту своего фактического проживания для постановки на учёт в качестве безработного, поскольку действующим законодательством реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не поставлена в зависимость от места жительства, соответствующего месту его регистрации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что Юркин С.П. в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в качестве места жительства указал своё место пребывания, тем самым предоставил в службу занятости недостоверную информацию, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).
Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрационный учёт по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учётом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счёт уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закреплённых в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 г. N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).
Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1868-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определённое юридическое состояние, возникающее при регистрационном учёте граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, установив, что Юркиным С.П. представлены доказательства, подтверждающие его проживание по месту нахождения истца, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, пришли к правильному выводу о том, что само по себе указание Юркиным С.П. сведений о месте своего фактического проживания в заявлении по форме, утверждённой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу достоверности таких сведений.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казённого учреждения Центр занятости населения г. Кемерово - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.