Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1743/2021 (УИД 55RS0006-01-2021-002295-40) по иску Сержановой Инны Валерьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, по кассационной жалобе Сержановой Инны Валерьевны на решение Советского районного суда г. Омска от 28 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сержанова Инна Валерьевна (далее по тексту - Сержанова И.В.) обратилась в Советский районный суд г. Омска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска, пенсионный фонд) о включении в страховой стаж периода работы с 2 июля 1992 г. по 1 февраля 1993 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ 4 филиала ПАО "МРСК Сибири - Омскэнерго", включении в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы со 2 июля 1992 г. по 1 февраля 1993 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ 4 филиала ПАО "МРСК Сибири - Омскэнерго", с 1 февраля 1993 г. по 15 июня 2000 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ поликлиники N N 2, 4 МУЗ "Городская больница N 3", с 18 января 2001 г. по 31 июля 2001 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ 4 МУЗ "Поликлиника N 4", с 1 января 2002 г. по 21 февраля 2007 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ 4 в ООО "Омская социальная сфера", с 22 февраля 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности фельдшера амбулатории N 4 в ООО "Омская социальная сфера", курсов повышения квалификации с 29 сентября 2012 г. по 23 октября 2012 г, назначении пенсии с возникновения права на нее.
Решением Советского районного суда г. Омска от 28 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 октября 2021 г, на ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска возложена обязанность включить Сержановой И.В. в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 1 февраля 1993 г. по 31 декабря 1993 г, с 1 января 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 поликлиники N 2 в МУЗ "Городская больница N 3". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Сержанова И.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Советского районного суда г. Омска от 28 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 октября 2021 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы Сержанова И.В. указала на нарушение судами норм материального и процессуального права. Суды не дали правовую оценку обстоятельствам, на которые она ссылалась, а именно, что в течение всего времени она осуществляла лечебную деятельность в должности и организациях, которые относятся к лечебным учреждениям, выполняла одни и те же функции. Периоды работы с 1 июля 1992 г..по 1 февраля 1993 г..в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ 4 филиала ПАО "МРСК Сибири"- "Омскэнерго", с 1 февраля 1993 г..по 15 июня 2000 г..в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 поликлиники N 2 в МУЗ "Городская больница N 3", с 18 января 2001 г..по 31 июля 2001 г..в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ - 4 МУЗ "Поликлиника N 4", с 1 января 2002 г..по 21 февраля 2007 г..в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ - 4 в ООО "Омская социальная сфера", с 22 февраля 2007 г..по 31 декабря 2008 г..в должности фельдшера амбулатории N 4 в ООО "Омская социальная сфера" подлежат включению в специальный стаж, ввиду того, что она работала в одном и том же государственном учреждении здравоохранения, которое было неоднократно переименовано. Период прохождения курсов повышения квалификации с 29 сентября 2012 г..по 23 октября 2012 г..также должен быть включен в стаж, поскольку в случаях с медицинскими работниками работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы не учел и не дал мотивированную оценку всем доводам истца, а сослался лишь на то, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем, признал их несостоятельными, по факту без объяснения причин. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно записям в трудовой книжке Сержанова И.В. 1 июня 1989 г. принята в МУЗ "Городская больница N 3" на должность санитарки отоларингологического отделения поликлиники N 1, 3 апреля 1990 г. переведена на должность фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 поликлиники N 2, 1 июля 1992 г. уволена переводом в здравпункт ТЭЦ N 4 по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР, 1 июля 1992 г. принята фельдшером при здравпункте Омской ТЭЦ N 4, 1 февраля 1993 г. уволена переводом в Горбольницу N3 поликлиника N 2, 1 февраля 1993 г. принята на должность фельдшера здравпункта ТЭЦ-4 поликлиника N 2, 15 июня 2000 г. уволена переводом в Городскую поликлинику N4 по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР, 16 июня 2000 г. принята на должность фельдшера здравпункта ТЭЦ-4 МУЗ "Поликлиника N 4", 3 января 2001 г. уволена по статье 31 КЗоТ РСФСР, в связи с окончанием срока договора, 18 января 2001 г. принята на должность фельдшера здравпункта ТЭЦ-4 МУЗ "Поликлиника N 4, 28 декабря 2001 г. уволена по пункту 2 статьи 17 КЗоТ РФ, в связи с истечением срока трудового договора, 29 декабря 2001 г. принята на должность фельдшера здравпункта ТЭЦ-4 ООО "Омская социальная сфера", 28 декабря 2008 г. здравпункт ТЭЦ-4 переименован на амбулаторию N4, работает по настоящее время.
Сержанова И.В. 2 декабря 2019 г. обратилась в ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска от 19 марта 2020 г. N 828939/19 Сержановой И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Пенсионным фондом в специальный стаж Сержановой И.В. не засчитаны периоды работы с 1 июня 1989 г. по 2 апреля 1990 г. в качестве санитарки оториноларингологического отделения поликлиники N 1, так как действующими Списками должность "санитарка" не поименована, с 1 июля 1992 г. по 1 февраля 1993 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 филиала ПАО "МРСК Сибири - Омскэнерго", так как в документах архива ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" этот период работы не значится, данный период также исключен из подсчета страхового стажа, с 1 февраля 1993 г. по 15 июня 2000 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N4 поликлиники N 2 МУЗ "Городская больница N 3", с 18 января 2001 г. по 31 июля 2001 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 МУЗ "Поликлиника N 4", так как согласно акту документальной поверки в штатных расписаниях здравпункт, тип здравпунктов не указан, наличие в данной организации структурных подразделений, предусмотренных Списком, не подтверждено, с 1 января 2002 г. по 21 февраля 2007 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 в ООО "Омская социальная сфера", с 22 февраля 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности фельдшера амбулатории N 4 в ООО "Омская социальная сфера", так как вышеуказанная организация в качестве учреждения здравоохранения Списком не поименована, курсы повышения квалификации с 26 сентября 2012 г. по 23 октября 2012 г. к периоду работы по специальности не относятся.
По представленным документам стаж на соответствующих видах работ Сержановой И.В. составил 14 лет 0 месяцев 18 дней, ИПК - 62, 236.
Сержанова И.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица 30 сентября 2000 г.
Сержанова И.В, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилась в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела по запросу суда были представлены документы о профиле, статусе, структуре организации БУЗОО "ГБ N3", по личному составу (приказы по личному составу 1990-2000 гг, лицевые счета работников за 1997-2001гг, мемориальные ордера за 1997-2001 гг, личная карточка формы Т-2, штатное расписание за 1990-1999 гг.); документы о профиле, статусе, структуре организации БУЗОО "ГП N4, по личному составу (приказы по личному составу 2000-2001 гг, приказы главного врача по оплате труда 2000-2001 гг, лицевые счета работников за 2000-2001гг, личная карточка формы Т-2); документы о профиле, статусе, структуре организации ООО "Социальная сфера" - штатное расписание 2003-2008 гг. с 1 января 2009 г, Положение о здравпункте N 4 от 28 января 2002 г, Положение об Амбулатории N 4 от 22 июля 2007 г. ООО "Социальная сфера", приказ N 5 от 21 февраля 2007 г. об оптимизации структуры организации с 22 февраля 2007 г, лицензия от 22 февраля 2007 г. N 55-01-000336, приложение N 3 к лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной ООО "Омсксоцсфера".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно, Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение необходимо соблюдение совокупности предусмотренных законодателем условий - подтвердить факт осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в течение установленного законом срока, а также факт осуществления этой работы в течение всего периода в учреждениях здравоохранения, в отсутствие в материалах дела таких доказательств, суд первой инстанции не нашел оснований для включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы истца со 2 июля 1992 г..по
31 января 1993 г, с 1 января 1994 г..по 31 декабря 1998 г, с 1 января 2000 г..по 15 июня 2000 г, с 18 января 2001 г..по 31 июля 2001 г..в должностях: фельдшер здравпункта ТЭЦ N4 филиала ПАО "МРСК Сибири - Омскэнерго", фельдшер здравпункта ТЭЦ N4 поликлиники N 2 МУЗ "Городская больница N 3", фельдшер здравпункта ТЭЦ N4 МУЗ "Поликлиника N 4"; периоды работы истца в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 ООО "Омская социальная сфера" с 1 января 2002 г..по 21 февраля 2007 г, в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 в ООО "Омская социальная сфера", с 22 февраля 2007 г..по 31 декабря 2008 г..в должности фельдшера Амбулатории N 4 в ООО "Омская социальная сфера" не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку работа в указанные периоды имела место в организации, не являющейся учреждением здравоохранения; периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 26 сентября 2012 г..по 23 октября 2012 г..имели место в периоды работы, не подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Установив, что с учетом периодов работы включенных пенсионным фондом и судом в специальный стаж Сержановой И.В, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет менее требуемого, суд не установилоснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на пенсионный фонд обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 9 июня 2021 г.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений гражданского законодательства, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в общество с ограниченной ответственностью структурное подразделение не может являться учреждением.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Как усматривается из записей в трудовой книжке Сержанова И.В. с 1 июля 1992 г. по 1 февраля 1993 г. работала в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 филиала ПАО "МРСК Сибири - Омскэнерго", с 1 февраля 1993 г. по 15 июня 2000 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 поликлиники N 2 МУЗ "Городская больница N 3", с 18 января 2001 г. по 31 июля 2001 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 МУЗ "Поликлиника N 4", с 1 января 2002 г. по 21 февраля 2007 г. в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 в ООО "Омская социальная сфера", с 22 февраля 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности фельдшера амбулатории N 4 в ООО "Омская социальная сфера".
Вместе с тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций по результатам оценки, имеющихся в материалах дела доказательств, периоды работы Сержановой И.В. со 2 июля 1992 г. по 31 января 1993 г, с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г, с 1 января 2000 г. по 15 июня 2000 г, с 18 января 2001 г. по 31 июля 2001 г. в должностях: фельдшер здравпункта ТЭЦ N4 филиала ПАО "МРСК Сибири - Омскэнерго", фельдшер здравпункта ТЭЦ N4 поликлиники N 2 МУЗ "Городская больница N 3", фельдшер здравпункта ТЭЦ N4 МУЗ "Поликлиника N 4" документального подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, корректирующие сведения после 30 сентября 2000 г. работодателем представлены не были.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы Сержановой И.В. с 1 января 2002 г..по 21 февраля 2007 г..в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ N 4 в ООО "Омская социальная сфера", с 22 февраля 2007 г..по 31 декабря 2008 г..в должности фельдшера амбулатории N 4 в ООО "Омская социальная сфера", суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь приведенным правовым регулированием, установив, что здравпункт ТЭЦ N 4 в ООО "Омская социальная сфера" не являлся учреждением здравоохранения и не был поименован в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г..N 395, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 июня 2003 г..N 229, здравпункт ТЭЦ N 4 приказом от 28 ноября 2008 г..N 55/3 переименован в "амбулатория N 4", при этом здравпункт ТЭЦ N 4, а впоследствии амбулатория N 4 не является структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением, относящимся к воинским частям, предусмотренным пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, пришли к обоснованному выводу, что здравпункт ТЭЦ N 4 (амбулатория N 4) в ООО "Омская социальная сфера" не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 сентября 2012 г. по 23 октября 2012 г. Сержанова И.В, как следует из записей в трудовой книжке, работала в амбулатории N 4 в ООО "Омская социальная сфера", периоды работы в указанной организации не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в силу вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суды установив, что стаж Сержановой И.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", менее требуемого, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, у судов отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Сержановой И.В. для досрочного назначения пенсии по старости спорных периодов ее работы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о выполнении истцом работы все время в одной организации, сводятся к установлению тождества профессий, вместе тем суд апелляционной инстанции правильно указал, что тождественность устанавливается только в том случае, когда профессия, должность и организация ранее имели иные наименования, чем те, которые предусмотрены действующим в настоящее время законодательством. Истец, работая в должности фельдшера, предусмотренной Списком, работала в организации, наименование которой Списком не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, являются несостоятельными, так как их прохождение, как было указано выше, имело место в период работы истца в организации, наименование которой не предусмотрено Списком.
По существу доводы кассационной жалобы Сержановой И.В. сводятся к выражению несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 28 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сержановой Инны Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.