Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-106/2021 (УИД: 42RS0010-01-2020-002717-35) по иску Лобаревой Марии Ивановны к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, по кассационной жалобе представителя Лобаревой Марии Ивановны - Лобарева Владимира Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобарева Мария Ивановна (далее - Лобарева М.И.) обратилась с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России), Федеральному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (далее - ФБУ ГУРШ) о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В обоснование заявленных требований Лобарева М.И. указала, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от 23 апреля 2010 г. ей принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 38, 8 кв.м, а также земельный участок, площадью 652 кв.м, расположенные по адресу: "адрес".
В соответствии с заключением СФ АО "ВНИМИ" от 9 апреля 2020 г. N, жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу по категории подработанный ветхий. Однако до настоящего времени ответчиком не произведен снос жилого дома и Лобаревой М.И. не предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, выплата денежных средств для приобретения жилого помещения для постоянного проживания не произведена.
Администрацией Киселевского городского округа отказано в сносе жилого дома, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Проживать в жилом доме N, расположенном по адресу: "адрес", в настоящее время опасно, в связи с его подработкой шахтой "Вахрушева".
Лобарева М.И, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить в список граждан подлежащих переселению в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428, с целью сноса жилого дома N, расположенного по адресу: "адрес", признанного непригодным для проживания и аварийным в результате ведения горных работ на ликвидированной до 1 января 2012 г. шахте "Вахрушева", заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения для постоянного проживания, взамен сносимого жилого дома N, расположенного по адресу: "адрес", исходя из расчета стоимости 33 кв.м данного жилого помещения.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 10 февраля 2021 г. исковые требования Лобаревой М.И. удовлетворены. На Управление городского развития Киселевского городского округа, Минэнерго России, ФБУ ГУРШ возложена обязанность включить Лобареву М.И. в список граждан, подлежащих переселению в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428, с целью сноса жилого дома N, расположенного по адресу: "адрес", признанного непригодным для проживания и аварийным в результате ведения горных работ на ликвидированной до 1 января 2012 г. шахте "Вахрушева", заключить с Лобаревой М.И. договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения для постоянного проживания, взамен сносимого жилого дома N, расположенного по адресу: "адрес", исходя из расчета стоимости 33 кв.м жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 10 февраля 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лобаревой М.И. отказано.
В кассационной жалобе представителем Лобаревой М.И. - Лобаревым В.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г, как незаконного.
На кассационную жалобу представителем Минэнерго России принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Лобарева М.И, представители ответчиков Управление городского развития Киселевского городского округа, Минэнерго России, ФБУ ГУРШ, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Участок Коксовый", сведений о причине неявки не представили.
Представителем Минэнерго России в электронном виде подано ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что представитель Минэнерго России не может явиться в судебное заседание ввиду разницы во времени. Принимая во внимание, что в силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) задачей гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских правоотношений, судопроизводство в судах, согласно ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ должно осуществляться в разумные сроки, и учитывая, что лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заблаговременно, и в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отказывает в удовлетворении ходатайства представителя Минэнерго России об отложении судебного заседания для обеспечения его участия в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Лобарева М.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес".
Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано 10 февраля 2020 г.
Со 2 августа 1978 г. указанный жилой дом принадлежал на праве собственности супругу Лобаревой М.И. - Л.В.Ф.
В указанном жилом доме Лобарева М.И. проживала в качестве члена семьи своего супруга, зарегистрирована по месту жительства с 17 апреля 1970 г.
Согласно заключению АО "Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ" Сибирский филиал (далее - СФ АО ВНИМИ) от 9 апреля 2020 г. N "Оценка степени влияния подземных горных работ на техническое состояние жилых домов, расположенных на территории горного отвода ликвидированной шахты ОАО "Шахта им. Вахрушева", с выдачей рекомендации по их сохранению или сносу" жилой дом по адресу: "адрес", "дата" года постройки, подработан горными работами ОАО "Шахта им. Вахрушева" в 1968 году, рекомендован к сносу.
В Список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты им. Вахрушева Лобарева М.И. не включена.
Судом первой инстанции также установлено, что жилой дом по адресу: "адрес", расположен в зоне подработки ликвидированного ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В Вахрушева". 1 марта 2005 г. ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В Вахрушева" прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией по решению суда.
Лобарева М.И. обращалась в администрацию Киселевского городского округа с заявлением на получение социальной выплаты. В предоставлении социальной выплаты Лобаревой М.И. отказано, поскольку она не включена в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В Вахрушева", так как дом обследован после утверждения списков.
Удовлетворяя исковые требования Лобаревой М.И. и возлагая на ответчиков обязанность включить Лобареву М.И. в список граждан, подлежащих переселению и проживавших в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и предоставить Лобаревой М.И. социальную выплату, суд первой инстанции исходил из того, что право пользования жилым домом, находящимся на подработанной территории ликвидированного ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В Вахрушева" у Лобаревой М.И. возникло до признания дома непригодным для проживания и формирования списков жильцов, проживающих на горном отводе шахты им. В. Вахрушева, в жилом доме Лобарева М.И. проживала на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, и проживает в настоящее время, сохраняя регистрацию по месту жительства, другого жилого помещения в собственности или в пользовании не имеет.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лобаревой М.И, суд апелляционной инстанции, в силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, установив, что на дату регистрации и на дату ликвидации ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В. Вахрушева" акций указанного предприятия в федеральной собственности не имелось, учредителями ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В. Вахрушева" являлись частные предприятия, в связи с чем, финансирование из федерального бюджета на ликвидацию ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В. Вахрушева" не предусмотрено, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Лобаревой М.И. не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности") предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" установлено, что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 утвержден Перечень мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" п. 8 указанного перечня в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (п. 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
Согласно абз. 1 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2005 г, ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" изложена в новой редакции.
Так, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" государственное финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности из средств федерального бюджета осуществляется, если до завершения ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, шахтостроительных организаций или организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), часть акций указанных шахт (разрезов) и организаций находилась в федеральной собственности в период их ликвидации, или до завершения ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности.
Частью 5 ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" установлено, что реструктуризация угольной промышленности, затрагивающая деятельность организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) иных организационно-правовых форм, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации за счет средств собственника организации.
Таким образом, начиная с 1 января 2005 г. государственное финансирование ликвидации угледобывающих организаций из средств федерального бюджета осуществляется при условии, если часть акций организации находилась или находится в федеральной собственности в период ликвидации.
Установив, что на дату регистрации и на дату ликвидации ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В. Вахрушева" акций указанного предприятия в федеральной собственности не имелось, учредителями ОАО "Ассоциация акционеров шахты им. В. Вахрушева" являлись частные предприятия, суд апелляционной инстанции пришел к правомерным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Лобаревой М.И.
Доводы кассационной жалобы о том, что Лобарева М.И. имеет право на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, поскольку соответствует установленным ими требованиям, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку противоречат установленным судом апелляционной инстанцией обстоятельствам и вышеприведенным нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, и ссылка в кассационной жалобе на то, что жилой дом, принадлежащий Лобаревой М.И, подрабатывался шахтой им. В Вахрушева в 1964 году и в 1968 году, когда данная шахта не находилась в частной собственности, поскольку основанием для предоставления социальных выплат является не дата подработки угледобывающими организациями жилых домов, а наличие в совокупности следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье; наличие в ликвидируемой угледобывающей организации акций, находящихся в федеральной собственности в период ее ликвидации, или до завершения ликвидации.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Лобаревой Марии Ивановны - Лобарева Владимира Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.