Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-247/2021 (УИД 54RS0010-01-2020-005767-91) по иску Сарыевой Ирины Николаевны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области о понуждении к произведению перерасчета размера пенсии, по кассационной жалобе Сарыевой Ирины Николаевны на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сарыева Ирина Николаевна (далее по тексту - Сарыева И.Н, истец) обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Новосибирской области, ответчик) о понуждении к произведению перерасчета размера пенсии.
Требования мотивированы тем, что Сарыева И.Н. с 19 марта 1997 г. по 23 августа 2010 г. проходила службу в УВД г. Прокопьевска ГУВД Кемеровской области в должности "данные изъяты"
23 августа 2010 г. с указанной должности Сарыева И.Н. уволена по достижению предельного возраста.
В связи с увольнением ей была назначена пенсия исходя из должностного оклада по 30 тарифному разряду.
Сумма пенсии составила 7958 рублей 51 копейка.
С учетом повышения денежного довольствия с 1 января 2012 г. по ранее занимаемой истцом должности, размер пенсии составил 14362, 92 рублей.
В мае 2018 г. истец переехала на постоянное место жительства в "адрес", где отделом пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Новосибирской области был произведен перерасчет пенсии в сторону ее значительного уменьшения.
Истец полагает, что при произведении расчета пенсии должен учитываться размер должностного оклада по занимаемой должности по 30 тарифному разряду.
С учетом изложенного истец просила суд обязать ГУ МВД России по Новосибирской области произвести перерасчет пенсии с мая 2018 года по должности "данные изъяты" по 30 тарифному разряду, а также возместить судебные расходы.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 сентября 2021 г, в удовлетворении заявленных Сарыевой И.Н. исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Сарыева И.Н. просит отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 сентября 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ГУ МВД России по Новосибирской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 г.) установлены виды, порядок назначения, выплаты пенсий и пособий, исчисления выслуги лет, а также перерасчета пенсий лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу.
Согласно пункту 1 статьи 43 Закон РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии со статьей 49 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации (кроме указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
Согласно положениям пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежали пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 г.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в период с 19 марта 1997 г. по 23 августа 2010 г. Сарыева И.Н. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом УВД администрации Кемеровской области от 12 июня 1996 г. N "Об утверждении штатов УВД администрации Кемеровской области, городов Кемерово, Новокузнецка, Прокопьевска", в штат УВД администрации г. Прокопьевска была введена должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам Отделения борьбы с преступностью против личности Отдела уголовного розыска с вилкой должностного оклада 15000-19000 рублей.
Приказом начальника УВД г. Прокопьевска от 7 февраля 2002 г. N л/с Сарыева И.Н. была назначена на должность "данные изъяты" с должностным окладом 700, 73 рублей.
Приказом начальника УВД по городу Прокопьевску от 27 августа 2003 г. N с 1 сентября 2003 г. была утверждена расстановка личного состава УВД г. Прокопьевска, с учетом ранее заключенных контрактов. Согласно данному приказу Сарыева И.Н. значится "данные изъяты" с должностным окладом 1747 рублей.
Приказом по УВД от 3 мая 2006 г. N л/с, во исполнение приказа МВД России от 21 июня 2003 г. N, "данные изъяты" Сарыевой И.Н, с 1 мая 2006 г. был установлен оклад по занимаемой штатной должности в размере 1945 рублей.
23 августа 2010 г. с занимаемой должности Сарыева И.Н. была уволена по пункту "б" части 7 статьи 19 Положения о службе в органах внутренних дел - в связи с достижением предельного возраста, а с 1 сентября 2010 г. ей была назначена пенсия за выслугу лет с учетом должностного оклада по занимаемой должности в размере 4052 рублей.
28 мая 2018 г. отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области, при формировании дела к отправке в Новосибирскую область, было выявлено, что при пересмотре пенсии, с 1 января 2012 г. в отношении Сарыевой И.Н. по занимаемой должности был ошибочно установлен 30 тарифный разряд, в связи с чем, с 1 июня 2018 г. расчет пенсии Сарыевой И.Н. был произведен в соответствии с 20 тарифным разрядом, соответствующим последней занимаемой должности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств прохождения Сарыевой И.Н. службы в органах внутренних дел, назначения ей пенсии за выслугу лет, пришел к выводу о законности произведенного Сарыевой И.Н. перерасчета размера пенсии за выслугу лет, с учетом фактического размера тарифного разряда по занимаемой должности.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что в соответствии с занимаемой Сарыевой И.Н. должностью был ошибочно установлен оклад по 30 тарифному разряду, поскольку в соответствии с приложением N к приказу N от 1 декабря 2011 г. такой тарифный разряд соответствует должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам в управлении (отделе, отделении) уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции по должностям старшего и среднего начальствующего состава лишь в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что то обстоятельство, что в свое время занимаемая истцом должность "данные изъяты" была введена лишь в трех городах Кемеровской области не является доказательством, относящим ее к должностям регионального уровня. Наличие такой должности в штате УВД по городу Прокопьевску Кемеровской области, то есть в городе районного значения, согласуется с выводом суда первой инстанции о прохождении Сарыевой И.Н. службы в территориальном органе внутренних дел МВД на районном уровне, о чем также указывает факт того, что установленный Сарыевой И.Н. размер должностного оклада по занимаемой должности соответствовал должности районного значения.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что при перерасчете размера пенсии с 1 января 2012 г. истцу ошибочно был установлен 30 тарифный разряд по занимаемой должности, поскольку размер должностного оклада подлежал установлению в соответствии с приложением N к приказу МВД России от 1 декабря 2011 г, N, то есть по должностям на районном уровне.
Поскольку приложение N не содержит должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам, отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области, при формировании дела к отправке в Новосибирскую область пришел к правильному выводу об ошибочном применении при исчислении пенсии Сарыевой И.Н. 30 тарифного разряда, в связи с чем 1 июня 2018 г. произвел перерасчет пенсии, приравняв занимаемую истцом должность к должности начальника отделения по 20 тарифному разряду, поскольку в соответствии с пунктом 12 приложения 8 к приказу МВД России от 21 июня 2003 г. N, должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам была приравнена в должности начальника отделения.
Возможность исправления ошибки при назначении пенсии предусмотрена частью 3 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, согласно которой в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации, что и было сделано отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области.
Учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями подлежащих применению норм материального права, пришли к обоснованному выводу о том, что данный перерасчет пенсии истца произведен правильно.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сарыевой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.