Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1361/2021 (УИД 24RS0056-01-2020-006256-40) по иску Терешковой Натальи Валериевны к Министерству здравоохранения Красноярского края, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, заключении договора, выплате единовременной компенсационной выплаты, по кассационной жалобе Терешковой Натальи Валериевны на решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 12 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Терешкова Наталья Валериевна (далее - Терешкова Н.В, истец) обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, заключении договора, выплате единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование своих требований указывала на то, что на основании трудового договора N N от 1 ноября 2018 г. Терешкова Н.В. трудоустроена в Филиал N5 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N1", в психиатрическое отделение, на должность врача-психиатра, на 1 ставку, с испытательным сроком три месяца.
После истечения испытательного срока, 17 апреля 2019 г. Терешкова Н.В. обратилась в Министерство здравоохранения Красноярского края с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб, предусмотренной Законом Красноярского края от 22 марта 2018 г. N5-1455 "О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников".
Письмом Министерства здравоохранения Красноярского края от 6 мая 2019 г. N71/06-48/5221 Терешковой Н.В. отказано в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в связи с отсутствием права на получение данной выплаты.
С данным отказом Терешкова Н.В. не согласна.
Терешкова Н.В. просила суд признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты, возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанность заключить договор о предоставлении Терешковой Н.В. единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб, возложив обязанность выплатить ей единовременную компенсацию; обязать Министерство здравоохранения Российской Федерации предоставить субсидию в размере 1 000 000 руб. из федерального бюджета в бюджет Красноярского края для исполнения бюджетных обязательств по заключенному договору.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 12 апреля 2021 г. исковые требования Терешковой Н.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2021 г. решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 12 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Терешкова Н.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Министерством здравоохранения Российской Федерации представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 1 ноября 2018 г. между Терешковой Н.В. и КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N1", был заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец принята на работу в психиатрическое отделение филиала N 5, расположенного в с. Овсянка Дивногорского городского округа на должность врача-психиатра на 1 ставку. Договор был заключен на неопределенный срок, с испытательным сроком 3 месяца.
17 апреля 2019 г. Терешкова Н.В. обратилась в Министерство здравоохранения Красноярского края с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Письмом от 6 мая 2019 г. Министерство здравоохранения Красноярского края отказало Терешковой Н.В. в предоставлении указанной выплаты, ссылаясь на то, что в Перечень должностей для замещения по программе "Земский доктор" на 2018 год занимаемая ею должность, не была включена. Кроме того указано, что Терешковой Н.В. не были своевременно (до 15 ноября 2018 г.) представлены в Министерство здравоохранения Красноярского края заявление и документы для заключения договора на получение указанной выплаты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Терешковой Н.В, предъявленных к Министерству здравоохранения Красноярского края, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу единовременную компенсационную выплату по программе "Земский доктор", поскольку истец была принята на должность, не включенную в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2018 год.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок и условия предоставления компенсационных выплат медицинским работникам установлены законом Красноярского края "О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников" от 22 марта 2018 г. N 5-1455 (далее по тексту также Закон Красноярского края от 22 марта 2018 г. N 5-1455).
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), право на получение выплаты имеют медицинские работники (врачи, фельдшеры) в возрасте до 50 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, прибывшие (переехавшие) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо городские населенные пункты с населением до 50 тысяч человек и заключившие трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, утвержденный уполномоченным органом, при соблюдении условий, указанных в статье 3 настоящего Закона.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 22 марта 2018 г. N 5-1455 установлено, что перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона, утверждается уполномоченным органом ежегодно на очередной год в срок не позднее 15 октября текущего года исходя из потребности медицинских организаций в медицинских работниках.
В силу статьи 5 Закона Красноярского края от 22 марта 2018 г. N 5-1455, выплата предоставляется в размере одного миллиона рублей для врача и пятисот тысяч рублей для фельдшера.
Согласно статье 6 Закона Красноярского края от 22 марта 2018 г. N 5-1455, для получения выплаты медицинский работник представляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении выплаты по форме, утвержденной уполномоченным органом, с приложением установленного перечня документов (пункты 1, 2).
В силу статьи 10 Закона Красноярского края от 22 марта 2018 г. N 5-1455, предоставление выплаты медицинским работникам является расходным обязательством края и осуществляется за счет средств краевого бюджета и средств субсидий, предоставляемых краевому бюджету в целях софинансирования из федерального бюджета.
Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что необходимым условием для предоставления единовременной компенсационной выплаты является включение должности, на которую принимается медицинский работник, в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, утвержденный Министерством здравоохранения Красноярского края на определенный календарный год. В свою очередь, решение о включении той или иной должности в Перечень принимается Министерством здравоохранения края самостоятельно и зависит от вышеприведенных критериев, а также потребности медицинских организаций в работниках в целом по краю, планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров) на очередной финансовый год, уровня софинансирования из федерального бюджет.
Такие Перечни были утверждены Министерством здравоохранения Красноярского края на 2018 год - Приказом от 4 апреля 2018 г. N 30-н, на 2019 год - Приказом от 28 декабря 2018 г. N 128-н. Однако занимаемая истцом должность в указанные Перечни не была включена.
Доводы истца о наличии у нее права на получение спорной компенсационной выплаты правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку безусловное право всех медицинских работников, отвечающих установленным законом критериям по возрасту, и переехавшим на работу в сельскую местность, на получение указанной компенсационной выплаты не предусмотрено. Необходимым условием для предоставления единовременной компенсационной выплаты является включение должности, на которую принимается медицинский работник, в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, утвержденный Министерством здравоохранения Красноярского края на определенный календарный год, на момент заключения трудового договора.
Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 12 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Терешковой Натальи Валериевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.