Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3543/2021 (УИД 42RS0009-01-2021-006257-57) по иску Зеленского Виталия Леонидовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зеленский Виталий Леонидович (далее по тексту - Зеленский В.Л, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что 14 декабря 2020 г. истец обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное)от 14 марта 2021 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ (в неведущих профессиях - 07 лет 11 месяцев 09 дней, при требуемом - 25 лет).
Ответчиком не включены в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 13 сентября 1991 г. N481 следующие периоды:
- с 1 января 1998 г. по 17 апреля 2000 г. (02 года 03 месяца 17 дней) - подземный горнорабочий на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан;
- с 18 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. (01 год 08 месяцев 13 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан;
- с 1 января 2002 г. по 15 декабря 2004 г. (02 года 11 месяцев 15 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан.
Указанные периоды не включены в соответствующий стаж, поскольку в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено. Периоды соответствующих работ до указанной даты с 1 января 2000 г. включаются в стаж для государственного специального пособия, назначаемого в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. N 414-1 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда". Периоды работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, могут учитываться при назначении досрочной страховой пенсии по старости до 1 января 1998 г.
По данным основаниям, а также в связи с тем, что отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд в стаж истца на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
- с 10 января 2005 г. по 7 июня 2005 г. (04 месяца 28 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. Костенко УД АО "Миттал Стил Темиртау" в Республике Казахстан;
- с 20 июня 2005 г. по 9 января 2007 г. (01 год 06 месяцев 20 дней);
- с 10 января 2007 г. по 31 мая 2013 г. (06 лет 04 месяца 22 дня) - подземный горнорабочий очистного забоя, подземный помощник начальника, подземный заместитель начальника участка на шахте "Тентекская" в Республике Казахстан.
Истец считает, что работа в особых условиях в течение полного рабочего дня в спорные периоды подтверждается справками, выданными работодателями, уплата страховых взносов производилась в Республике Казахстан, что подтверждается сведениями, представленными Центральным филиалом некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в части не включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика включить спорные периоды в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 9 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г, исковые требования Зеленского В.Л. удовлетворены, признано незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 14 марта 2021 г. об отказе в назначении Зеленскому В.Л. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2003 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов:
- с 1 января 1998 г. по 17 апреля 2000 г. (02 года 03 месяца 17 дней) - подземный горнорабочий на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан, - с 18 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. (01 год 08 месяцев 13 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан, - с 1 января 2002 г. по 15 декабря 2004 г. (02 года 11 месяцев 15 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан;
- с 10 января 2005 г. по 7 июня 2005 г. (04 месяца 28 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. Костенко УД АО "Миттал Стил Темиртау" в Республике Казахстан, - с 20 июня 2005 г. по 9 января 2007 г. (01 год 06 месяцев 20 дней);
- с 10 января 2007 г. по 31 мая 2013 г. (06 лет 04 месяца 22 дня) - подземный горнорабочий очистного забоя, подземный помощник начальника, подземный заместитель начальника участка, подземный начальник участка на шахте "Тентекская" в Республике Казахстан.
На УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить Зеленскому В.Л. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанные периоды работы.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г, как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы истцом Зеленским В.Л. представлены письменные возражения.
Кроме того, вместе с кассационной жалобой в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство от представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о процессуальном правопреемстве по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 мая 2021 г. N 168п "О реорганизации некоторых территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе" Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) путем реорганизации присоединено к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 мая 2021 г. N 168п "О реорганизации некоторых территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе" права и обязанности Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) переданы Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбасса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 1 октября 2021 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что ходатайство о замене ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу подлежит удовлетворению.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, 14 декабря 2020 г. Зеленский В.Л. обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 14 марта 2021 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ (в неведущих профессиях - 07 лет 11 месяцев 09 дней, при требуемом - 25 лет). Не включены в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 13 сентября 1991 г. N481 следующие периоды:
- с 1 января 1998 г. по 17 апреля 2000 г. (02 года 03 месяца 17 дней) - подземный горнорабочий на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан;
- с 18 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. (01 год 08 месяцев 13 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан;
- с 1 января 2002 г. по 15 декабря 2004 г. (02 года 11 месяцев 15 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. В.И. Ленина АО "ИспатКармет" в Республике Казахстан.
Указанные периоды не включены пенсионным фондом в соответствующий стаж, поскольку в Республике Казахстан с 1 января 1998 года назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено. Периоды соответствующих работ до указанной даты с 1 января 2000 г. включаются в стаж для государственного специального пособия, назначаемого в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. N 414-1 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда". Периоды работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение могут учитываться при назначении досрочной страховой пенсии по старости до 1 января 1998 г.
По данным основаниям, а также в связи с тем, что отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд, в стаж истца на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
- с 10 января 2005 г. по 7 июня 2005 г. (04 месяца 28 дней) - подземный горнорабочий очистного забоя на шахте им. Костенко УД АО "Миттал Стил Темиртау" в Республике Казахстан;
- с 20 июня 2005 г. по 9 января 2007 г. (01 год 06 месяцев 20 дней);
- с 10 января 2007 г. по 31 мая 2013 г. (06 лет 04 месяца 22 дня) - подземный горнорабочий очистного забоя, подземный помощник начальника, подземный заместитель начальника участка на шахте "Тентекская" в Республике Казахстан.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, он работал на шахте им. В.И. Ленина Угольного департамента АО "Испат Кармет" с 21 июля 1997 г. подземным горнорабочим 1 разряда; с 22 сентября 1997 г. - подземным горнорабочим 3 разряда; с 18 апреля 2000 г. по 15 декабря 2004 г. подземным горнорабочим очистного забоя 5 разряда; на "шахте им. Костенко" Угольного департамента АО "Испат Кармет" с 10 января 2005 г. по 7 июня 2005 г. подземным горнорабочим очистного забоя 5 разряда; на шахте "Тентекская" Угольного департамента АО "Испат Кармет" с 20 июня 2005 г. по 31 мая 2013 г. в должностях подземный горнорабочий очистного забоя 5 разряда, подземным помощником начальника участка по добыче угля, подземным начальником участка, подземным заместителем начальника участка, подземным начальником участка.
Архивными справками "АрселорМитталТамиртау" от 10 марта 2021 г. подтверждены периоды работы Зеленского В.Л, указанные в его трудовой книжке, а также указано на то, что в указанные периоды он работал с полным рабочим днем под землей.
В указанные периоды учебные отпуска истец не использовал, использовал отпуск без сохранения заработной платы 30 января 1997 г. и 31 января 1997 г.
Справки выданы для подтверждения подземного стажа работы на основании документов шахт, которые сданы на хранение в объединенный архив Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темитртау".
Кроме того, в материалах пенсионного дела истца имеется историческая справка в отношении Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темитртау", подтверждающая его полномочия по выдаче соответствующих документов, в том числе, шахт "им. В.И. Ленина", "Костенко" и "Тентекская".
Уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении истца за период с 20 февраля 1998 г. по 24 июня 2013г. подтверждается оборотами по транзитным счетам, предоставленными Центральным филиалом Некоммерческого Акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения.
По имеющимся в базе данных сведениям, на Зеленского В.Л. перечислялись обязательные пенсионные взносы. В базе данных отражается информация, содержащаяся в платежных поручениях, которыми производились перечисления обязательных пенсионных взносов. К ответу предоставлены обороты по транзитным счетам вкладчика, подтверждающие, что в спорные периоды с 20 февраля 1998 г. по 24 июня 2013 г. за истца производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие фонды Республики Казахстан за работу в профессиях, выполнение которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г..N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Международным Соглашением от 13 марта 1992 г.."О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г..N 1015, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решением, которое дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г, Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утв.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г..N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, при этом указав, что отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы на территории Республики Казахстан не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, и поскольку имеется документальное подтверждение выполнения работ истцом в течение полного рабочего дня под землей во все спорные по настоящему делу периоды работы, а также подтверждена компетентным органом Республики Казахстан оплата обязательных взносов за Зеленского В.Л, то является правомерным включение периодов работы Зеленского В.Л. в Республике Казахстан в качестве горнорабочего подземного, горнорабочего очистного забоя, подземным помощником начальника участка, подземным начальником участка в специальный стаж по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во- первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашения дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Иная правовая позиция ответчика основана на неверном толковании норм материального права.
Является несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу на подземных и открытых горных работах отменено, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения истца разрешаются с учетом вышеуказанного Соглашения от 13 марта 1992 г. по законодательству Российской Федерации.
Выводы судов подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
ходатайство Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену ответчика по настоящему делу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.