Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гусева Д.А, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2575/2019 (УИД 22RS0013-01-2019-002846-70) по иску Малышкина Евгения Геннадьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, страховой стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Малышкин Евгений Геннадьевич (далее - Малышкин Е.Г, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее - УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края, ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, страховой стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края N 1475610/18 от 26 марта 2019 г. Малышкину Е.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, страхового стажа работы и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Малышкин Е.Г. с решением пенсионного органа не согласен.
Малышкин Е.Г. просил суд обязать УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края включить Малышкину Е.Г. в специальный стаж по Списку N 1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды: с 14 октября 1991 г..по 31 января 1992 г..- в должности аппаратчика по 6 разряду в цехе "В" на заводе по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод"; с 1 февраля 1992 г..по 4 января 1995 г..- в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод" (с 31 октября 1994 г..переименовано в Государственную холдинговую компанию "Ульба"); с 21 июня 1995 г..по 28 февраля 1999 г..- в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Государственной холдинговой компании "Ульба" (с 29 февраля 1996 г..переименовано в акционерное общество открытого типа "Ульбинский металлургический завод", с 17 декабря 1998 г..- открытое акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"); с 1 марта 1999 г..по 17 мая 2000 г..- в должности мастера смены цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод"; с 18 мая 2000 г..по 9 мая 2001 г..- в должности старшего мастера участка переконденсации и галогенизации в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод"; с 10 мая 2001 г..по 31 июля 2002 г..- в должности старшего мастера производственного участка в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод"; с 1 августа 2002 г..по 31 октября 2004 г..- в должности технолога отделения по производству порошков цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод" (с 26 октября 2004 г..переименовано в
акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"); с 1 ноября 2004 г..по 12 декабря 2018 г..- в должности заместителя начальника цеха- технолога цеха "В" уранового производства в акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод". Обязать УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края включить Малышкину Е.Г. в страховой стаж следующие периоды: с 1 сентября 1982 г..по 10 ноября 1985 г, с 2 ноября 1987 г..по 26 февраля 1990 г..- период обучения в Томском ордена Октябрьской Революции и ордена Красного Знамени политехническом институте имени С.М.
Кирова; с 11 ноября 1985 г..по 1 ноября 1987 г..- период прохождения военной службы в ВС СССР; с 1 декабря 1991 г..по 31 января 1992 г..- в должности аппаратчика по 6 разряду в цехе "В" на заводе по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод"; с 1 февраля 1992 г..по 4 января 1995 г..- в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод" (с 31 октября 1994 г..переименовано в Государственную холдинговую компанию "Ульба"); с 21 июня 1995 г..по 28 февраля 1999 г..- в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Государственной холдинговой компании "Ульба" (с 29 февраля 1996 г..переименовано в акционерное общество открытого типа "Ульбинский металлургический завод", с 17 декабря 1998 г..- открытое акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"); с 1 марта 1999 г..по 17 мая 2000 г..- в должности мастера смены цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод"; с 18 мая 2000 г..по 9 мая 2001 г..- в должности старшего мастера участка переконденсации и галогенизации в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод"; с 10 мая 2001 г..по 31 июля 2002 г..- в должности старшего мастера производственного участка в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод"; с 1 августа 2002 г..по 31 октября 2004 г..- в должности технолога отделения по производству порошков цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод" (с 26 октября 2004 г..переименовано в акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"); с 1 ноября 2004 г..по 12 декабря 2018 г..- в должности заместителя начальника цеха- технолога цеха "В" уранового производства в акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод".
Признать за Малышкиным Е.Г. право на досрочную страховую пенсию по старости. Обязать УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края назначить Малышкину Е.Г. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение. Взыскать с УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края в пользу Малышкина Е.Г. оплаченную сумму государственной пошлины.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 16 августа 2019 г..исковые требования Малышкина Е.Г. удовлетворены частично. На УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность включить Малышкину Е.Г. в специальный стаж по Списку N 1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды: с 14 октября 1991 г..по 31 января 1992 г..- в должности аппаратчика по 6 разряду в цехе "В" на заводе по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод", с 1 февраля 1992 г..по 4 января 1995 г..- в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод" (с 31 октября 1994 г..переименовано в Государственную холдинговую компанию "Ульба"), с 21 июня 1995 г..по 31 декабря 1997 г..в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Государственной холдинговой компании "Ульба" (с 29 февраля 1996 г..переименовано в акционерное общество открытого типа "Ульбинский металлургический завод", с 17 декабря 1998 г..- открытое акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"), за исключением административных отпусков.
На УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность включить Малышкину Е.Г. в страховой стаж следующие периоды: с 11 ноября 1985 г..по 1 ноября 1987 г..- период прохождения военной службы в ВС СССР, с 1 декабря 1991 г..по 31 января 1992 г..в должности аппаратчика по 6 разряду в цех "В" на заводе по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод", с 1 февраля 1992 г..по 4 января 1995 г..- в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Производственном объединении "Ульбинский металлургический завод" (с 31 октября 1994 г..переименовано в Государственную холдинговую компанию "Ульба"), с 21 июня 1995 г..по 28 февраля 1999 г..в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Государственной холдинговой компании "Ульба" (с 29 февраля 1996 г..переименовано в акционерное общество открытого типа "Ульбинский металлургический завод", с 17 декабря 1998 г..открытое акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"), с 1 марта 1999 г..по 17 мая 2000 г..в должности мастера смены цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 18 мая 2000 г..по 9 мая 2001 г..в должности старшего мастера участка переконденсации и галогенизации в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 10 мая 2001 г..по 31 июля 2002 г..в должности старшего мастера производственного участка в цехе "В" уранового производства в Открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 1 августа 2002 г..по 31 октября 2004 г..в должности технолога отделения по производству порошков цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод" (с 26 октября 2004 г..переименовано в акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"), с 1 ноября 2004 г..по 12 декабря 2018 г..в должности заместителя
начальника цеха- технолога цеха "В" уранового производства в акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод". На УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность назначить Малышкину Е.Г. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, при наличии требуемого специального стажа.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г..решение Бийского городского суда Алтайского края от 16 августа 2019 г..отменено в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 1 января 1998 г..по 1 января 2013 г, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, при наличии требуемого специального стажа, принято в указанной части новое решение, которым на УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж Малышкина Е.Г. следующие периоды работы: с 1 января 1998 г..по 28 февраля 1999 г..- в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Государственной холдинговой компании "Ульба" (переименовано в акционерное общество открытого типа "Ульбинский металлургический завод", с 17 декабря 1998 г..открытое акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"), с 1 марта 1999 г..по 17 мая 2000 г..в должности мастера смены цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 18 мая 2000 г..по 9 мая 2001 г..в должности старшего мастера участка переконденсации и галогенизации в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинск с 10 мая 2001 г..по 31 июля 2002 г..в должности старшего мастера производственного участка в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 1 августа 2002 г..по 31 октября 2004 г..в должности технолога отделения по производству порошков цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод" (с 26 октября 2004 г..переименовано в акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"), 1 ноября 2004 г..по 1 января 2013 г..в должности заместителя начальника цеха-технолога цеха "В" уранового производства в акционерном обществе
"Ульбинский металлургический завод". На УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность назначить Малышкину Е.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 13 декабря 2018 г..
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г..(с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 сентября 2021 г..об исправлении описки) решение Бийского городского суда Алтайского края от 16 августа 2019 г..отменено в части отказа во включении в специальный стаж Малышкина Е.Г. периодов работы с 1 января 1998 г..по 31 декабря 2012 г, возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, при наличии требуемого специального стажа, принято в указанной части новое решение.
На УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж Малышкина Е.Г. следующие периоды работы (за исключением административных отпусков в общем количестве 22 дней): с 1 января 1998 г..по 28 февраля 1999 г..в должности мастера смены 1 участка цеха "В" завода по производству топлива для АЭС в Государственной холдинговой компании "Ульба" (с 29 февраля 1996 г..переименовано в акционерное общество открытого типа "Ульбинский металлургический завод", с 17 декабря 1998 года - открытое акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"), с 1 марта 1999 г..по 17 мая 2000 г..в должности мастера смены цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 18 мая 2000 г..по 9 мая 2001 г..в должности старшего мастера участка переконденсации и галогенизации в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 10 мая 2001 г..по 31 июля 2002 г..в должности старшего мастера производственного участка в цехе "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод", с 1 августа 2002 г..по 31 октября 2004 г..в должности технолога отделения по производству порошков цеха "В" уранового производства в открытом акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод" (с 26 октября 2004 г..переименовано в акционерное общество "Ульбинский металлургический завод"), с 1 ноября 2004 г..по 31 декабря 2012 г..в должности заместителя начальника цеха-технолога цеха "В" уранового производства в акционерном обществе "Ульбинский металлургический завод". На УПФР в г..Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность назначить Малышкину Е.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 13 декабря 2018 г..
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Малышкин Е.Г. является гражданином Российской Федерации и с 9 ноября 2018 г. зарегистрирован по месту жительства в г. Бийске Алтайского края.
13 декабря 2018 г. Малышкин Е.Г. обратился в УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 26 марта 2019 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального и страхового стажа работы и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Ответчиком в специальный стаж истца не зачтены периоды работы, в том числе с 1 января 1998 г. по 12 декабря 2018 г. в период работы в Государственной холдинговой компании "Ульба" (с 29 февраля 1996 г. переименовано в Акционерное общество открытого типа "Ульбинский металлургический завод", с 17 декабря 1998 г. Открытое акционерное общество "Ульбинский металлургический завод").
Удовлетворяя частично иск, суд первой инстанции, установив, что пенсионным органом неправомерно не включены в специальный и страховой стаж истца некоторые периоды, включил их.
Отказывая в иске части включения в специальный стаж периодов работы с 1 января 1998 г. по 12 декабря 2018 г, суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 4, частью 2 статьи 3, частью 2 статьи 11, пунктом 1 части 1 статьи 30, частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, исходил из того, что с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан институт досрочных пенсий работников по Списку N 1 и N 2 отменен, истец знал, что данный стаж не дает право на льготное пенсионное обеспечение, получал за работу по Списку N 1 соответствующее пособие.
Отменяя решение суда первой инстанции в части периодов работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2012 г, принимая новое решение об удовлетворении иска в этой части, суд апелляционной инстанции сослался на часть 1 и 3 статьи 2, статьи 11, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашение от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", исходил из того, что отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорного периода работы истца в специальный страховой стаж.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что факт работы истца с 1 января 1998 г. в АО "Ульбинский металлургический завод" во вредных условиях труда постоянно полный рабочий день в течение полной рабочей недели, а также факт перечисления работодателем страховых взносов подтверждается представленными в материалы дела надлежащими доказательствами.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 1 января 2013 г, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю не согласно с выводами суда апелляционной инстанции в части включения в специальный стаж истца периода работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2012 г, а также назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы ответчика не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
С 1 января 2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашение дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы, работы с вредными условиями труда на территории Республики Казахстан не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется, в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26 января 1991 г.).
Списком N 1 от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено, в том числе: рабочим, специалистам и руководителям, постоянно занятым в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений, а также на ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами (раздел XXIV, позиция 12403000-17541); рабочие, специалисты, руководители и научные работники, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений в условиях радиационной вредности в помещениях, где ведутся работы 1 и 2 классов на работах в лабораториях предприятий и производствах, перечисленных в подразделах 1-3 и 5-14 раздела (раздел XXIV, позиция 12415000-17541); руководители и специалисты производств, цехов, шахт и рудников, занятые организацией и ведением технологического процесса, а также ремонтом, наладкой и реконструкцией технологического оборудования, перечисленных в настоящем разделе (раздел XXIV, позиция 12425000-17541).
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В силу части 2 статьи 14 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно статье 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В силу части 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судом апелляционной инстанции установлен факт работы истца во вредных условиях, полный рабочий день.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, от 30 сентября 2020 г..N30-21-10/10163, выданной акционерным обществом "Ульбинский металлургической завод" истец постоянно, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) работал в особо вредных условиях труда, а именно: с 14 октября 1991 г..по 4 января 1995 г, с 21 июня 1995 г..по 31 июля 2002 г..был занят в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений, в условиях радиационной вредности в качестве аппаратчика завода по производству топлива для АЭС; мастера смены участка 1 цеха "В" завода по производству топлива для АЭС; мастера смены цеха "В" уранового производства; старшего мастера участка переконденсации и галогенизации цеха "В" уранового производства; старшего мастера производственного участка цеха "В" уранового производства, что предусмотрено Списком N 1, разделом XXIV, подразделом 3, пунктом 12403000-17541; цех "В" завода по производству топлива для АЭС, цех "В" уранового производства - производство радиоактивных веществ (урана), изготовление изделий из радиоактивных веществ и их соединений; радиационная вредность урана 1-ый, 2-ой классы опасности, согласно ОСП-72/87 ГОСТ 12.1.005-88; в период с 1 августа 2002 г..по 31 марта 2019 г..был занят организацией и ведением технологического процесса производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений в условиях радиационной вредности в качестве технолога отделения по производству порошков цеха "В" уранового производства; заместителя начальника цеха - технолога цеха "В" уранового производства, что предусмотрено Списком N 1, разделом XXIV, подразделом 25, пунктом 12425000-17541; цех "В" уранового производства - производство радиоактивных веществ (урана), изготовление изделий из радиоактивных веществ и их соединений.
Указано, что радиоактивная вредность урана - 1-ый, 2-ой классы опасности, согласно ОСП - 72/87, ГОСТ 12, 1.005-88; радиационная вредность урана 1-ый, 2-ой классы опасности, согласно ОСП- 72/87 ГОСТ 12.1.005-88. Истец в указанные периоды пользовался льготами в виде сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска за особо вредные условия труда, специальных условий оплаты труда, лечебнопрофилактического питания.
Также в подтверждение стажа работы представлены архивные выписки приказов, трудовые договоры, дополнительные соглашения, изменениям в трудовой договор.
Судом апелляционной инстанции установлено, что уполномоченным органом Республики Казахстан представлены сведения об уплате обязательных пенсионных взносов на Малышкина Е.Г.
Установлено, что работодателем производились отчисления обязательных пенсионных взносов в период с января 1998 г. по ноябрь 2018 г. в размере 10% от дохода работника и обязательных профессиональных взносов в период с января 2014 г. по ноябрь 2018 г. в размере 5% от ежемесячного дохода работника, занятого на работах с вредными условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников, что подтверждается справками от 1 октября 2020 г. N 16-15-19/6-358 и от 2 марта 2021 г. N 16-15-19/6-81, выданными акционерным обществом "Ульбинский металлургической завод".
Из сообщений некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" и его филиала от 9 сентября 2020 г, 3 сентября 2020 г, Департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан от 4 сентября 2020 г. следует, что на дату предоставления ответов Малышкин Е.Г. получателем каких-либо пенсий и пособии не являлся.
25 декабря 2018 г. истцу осуществлена выплата пенсионных накоплений в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в размере 9 307 452, 96 тенге и 1 661 206, 33 тенге, то есть единовременной выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, что подтверждается сообщениями акционерного общества "Единый накопительный пенсионный фонд" от 22 июня 2021 г. и от 24 июня 2021 г, выписками из лицевого счета. Такая выплата предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 31, пунктом 4 части 1 статьи 32, пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".
Суд апелляционной инстанции установил, что истец получателем пособия за работу по Списку N 1 в Республике Казахстан не является.
Правом на назначение государственного социального пособия в силу статьи 4 Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. N 414-1 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда" обладают граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 г. стаж работы по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному правительством Республики Казахстан, в том числе мужчины по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Истец таким правом не обладал, поскольку по состоянию на 1 января 1998 г. не имел необходимого стажа работы по Списку N 1.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа о том, что поскольку с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда, то не имеется оснований для назначения страховой пенсии досрочно в Российской Федерации, судебная коллегия суда кассационной инстанции отклоняет, как противоречащие Соглашению "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г.
Довод кассационной жалобы о том, что на территории Республики Казахстан взамен пенсии введено специальное государственное пособие, правомерно не принят во внимание судами, поскольку истец претендует на получение пенсии по законодательству Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что истец фактически проживает на территории Республики Казахстан является бездоказательным, материалами дела не подтвержден и судами данный факт не установлен.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на доказательствах, являются мотивированными, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебном постановлении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом выводы суда апелляционной инстанции основаны на документах, подтверждающие периоды работы истца и уплаты страховых взносов на территории Республике Казахстан, оформленные компетентным учреждением.
Выводы суда соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.