Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1163/2021 (УИД 19RS0002-01-2021-001722-58) по иску Матвеева Андрея Борисовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя истца Матвеева Андрея Борисовича - Байкаловой Татьяны Ивановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 14 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя истца Матвеева А.Б. - Байкаловой Т.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия Стребкова Ю.Ю, участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Матвеев Андрей Борисович (далее - Матвеев А.Б, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее - УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное), ответчик) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 17 февраля 2021 г. N51 Матвееву А.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
Матвеев А.Б. находит решение пенсионного органа незаконным.
Матвеев А.Б. просил суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы: с 9 сентября 1980 г. по 21 декабря 1980 г. - в должности рабочего по приготовлению глинистого раствора 2 разряда; с 22 декабря 1980 г. по 15 октября 1981 г, с 7 декабря 1983 г. по 20 марта 1984 г. - в должности помощника бурильщика 3 разряда; с 21 марта 1984 г. по 1 апреля 1988 г, с 11 апреля 1988 г. по 8 июня 1988 г. - в должности бурильщика на вращательном бурении; с 9 июня 1988 г. по 12 марта 1989 г. - в должности бурового мастера бригады N 4; с 13 марта 1989 г. по 25 декабря 1989 г, с 28 декабря 1989 г. по 17 июля 1993 г. - в должности машиниста буровой установки 4 разряда в Черногорской геологоразведочной партии; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 февраля 2021 г.; возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, по оплате услуг представителя - 15 000 руб.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15 июля 2021 г. исковые требования Матвеева А.Б. удовлетворены частично. На УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Матвеева А.Б. периоды его работы: с 9 сентября 1980 г. по 21 декабря 1980 г. в должности рабочего по приготовлению глинистого раствора 2 разряда; с 22 декабря 1980 г. по 15 октября 1980 г, с 7 декабря 1983 г. по 20 марта 1984 г. в должности помощника бурильщика 3 разряда; с 21 марта 1984 г. по 1 апреля 1988 г, с 11 апреля 1988 г. по 8 июня 1988 г. в должности бурильщика на вращательном бурении; с 9 июня 1988 г. по 12 марта 1989 г. в должности бурового мастера бригады N 4; с 13 марта 1989 г. по 25 декабря 1989 г, с 28 декабря 1989 г. по 31 декабря 1991 г. в должности машиниста буровой установки 4 разряда. На УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность назначить Матвееву А.Б. страховую пенсию по старости с 1 февраля 2021 г. С УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) в пользу Матвеева А.Б. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 6 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 14 октября 2021 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15 июля 2021 г. отменено в части, принято в этой части новое решение. В удовлетворении исковых требований Матвеева А.Б. к УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости с 1 февраля 2021 г. и возмещения судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. отказано. Матвееву А.Б. возвращена уплаченная им государственная пошлина в размере 300 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Матвеева А.Б. - Байкалова Т.И. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 1 февраля 2021 г. Матвеев А.Б. обратился в УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 17 февраля 2021 г. N51 Матвееву А.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истца с 9 сентября по 21 декабря 1980 г. - в должности рабочего по приготовлению глинистого раствора 2 разряда, с 22 декабря 1980 г. по 15 октября 1981 г, с 7 декабря 1983 г. по 20 марта 1984 г. - в должности помощника бурильщика 3 разряда, с 21 марта 1984 г. по 1 апреля 1988 г, с 11 апреля по 8 июня 1988 г. - в должности бурильщика на вращательном бурении, с 9 июня 1988 г. по 12 марта 1989 г. - в должности бурового мастера бригады N 4, с 13 марта по 25 декабря 1989 г, с 28 декабря 1989 г. по 17 июля 1993 г. - в должности машиниста буровой установки 4 разряда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части включения в специальный стаж периодов работы с 9 сентября по 21 декабря 1980 г. - в должности рабочего по приготовлению глинистого раствора 2 разряда, с 22 декабря 1980 г. по 15 октября 1981 г, с 7 декабря 1983 г. по 20 марта 1984 г. - в должности помощника бурильщика 3 разряда, с 21 марта 1984 г. по 1 апреля 1988 г, с 11 апреля по 8 июня 1988 г. - в должности бурильщика на вращательном бурении, с 9 июня 1988 г. по 12 марта 1989 г. - в должности бурового мастера бригады N 4, с 13 марта по 25 декабря 1989 г, с 28 декабря 1989 г. по 31 декабря 1991 г. - в должности машиниста буровой установки 4 разряда.
В данной части решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не оспаривалось.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца о назначении ему страховой пенсии по старости с даты обращения.
В данной части суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку в результате суммирования специальный стаж истца составил менее 12 лет 6 месяцев, в силу прямого указания подпункта 2 пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в таком случае правило о досрочном назначении страховой пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа не применимо, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска в части обязания ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости с 1 февраля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу пункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции включил в специальный стаж работы истца периоды с 9 сентября по 21 декабря 1980 г. - в должности рабочего по приготовлению глинистого раствора 2 разряда, с 22 декабря 1980 г. по 15 октября 1981 г, с 7 декабря 1983 г. по 20 марта 1984 г. - в должности помощника бурильщика 3 разряда, с 21 марта 1984 г. по 1 апреля 1988 г, с 11 апреля по 8 июня 1988 г. - в должности бурильщика на вращательном бурении, с 9 июня 1988 г. по 12 марта 1989 г. - в должности бурового мастера бригады N 4, с 13 марта по 25 декабря 1989 г, с 28 декабря 1989 г. по 31 декабря 1991 г. - в должности машиниста буровой установки 4 разряда.
В данной части решение суда не оспаривается.
Довод жалобы о необоснованном отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости подлежат отклонению, поскольку выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и установленных обстоятельствах по делу.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516).
Согласно пункта 2 Правил N 516 при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил N 516.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
Согласно абзаца 3 пункта 3 Правил N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
В абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, пункт 3 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002 г. N 516 допускает суммирование периода работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 2) с периодами работы в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подпункт 6 пункта 2), если в результате такого суммирования стаж для мужчин составит не менее 12 лет 6 месяцев.
Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, не применяется в силу прямого указания на это в абзаце 3 пункта 3 Правил N 516.
Учитывая изложенное, вывод суда апелляционной инстанции о том, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможно суммирование периодов работы, только если в результате суммирования специальный стаж составит 12 лет 6 месяцев, является правильным, а доводы кассационной жалобы в данной части необоснованными.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судебными инстанциями не учтено, что если специальный стаж выработан до 1 января 2002 г, когда действовали другие правила (статья 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), то работник имеет право на суммирование специального стажа при условии выработки льготного стажа не менее половины, является несостоятельной, поскольку в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П при исчисление стажа по статье 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" требуемый стаж (общий трудовой стаже не менее 25 лет) должен быть выработан на 1 января 2002 г. Учитывая, что стаж выработан истцом после 1 января 2002 г, оснований для суммирования по указанному закону не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, на исследовании имеющихся в деле доказательствах, которым в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана оценка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и не могут служить основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке. По существу доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств.
Между тем, суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 14 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Матвеева Андрея Борисовича - Байкаловой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Д.А. Гусев
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.