Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Варнавской Л.С, Уфимцевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1133/2021 (УИД 24RS0056-01-2020-005875-19) по исковому заявлению Самойлова (Козлова) Дмитрия Николаевича к Министерству образования Красноярского края, администрации города Красноярска о включении в список, предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Самойлова (Козлова) Д.Н. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 15 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Самойлов (до регистрации брака - Козлов) Д.Н. обратился в суд с иском к Министерству образования Красноярского края, администрации г. Красноярска о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Самойлов Д.Н, "данные изъяты", относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Курсанова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ г, отец Козлов Н.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Постановления администрации Советского района г. Красноярска N от ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты" Козлов Д.Н. был определен в учреждение на полное государственное обеспечение.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о включении в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, в чем ему было отказано со ссылкой на достижение 23-летнего возраста.
Указывает, что не реализовал свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку многократно привлекался к уголовной ответственности и длительное время находился в местах лишения свободы.
Просил обязать Министерство образования Красноярского края включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать администрацию г. Красноярска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения соответствующее по общей площади норме предоставления.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Самойлов (Козлов) Д.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Полагает, что судами нарушены положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие право гражданина на жилище, судами не дана оценка уважительности пропуска истцом срока на обращение за постановкой на учет.
На кассационную жалобу письменных возражений не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Козлов Дмитрий Николаевич "данные изъяты", относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
После заключения брака ДД.ММ.ГГГГ г. ему присвоена фамилия Самойлов.
Родителями Самойлова (Козлова) Д.Н. являются Козлов Николай Владимирович и Курсанова Татьяна Андреевна.
Курсанова Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ г, Козлов Н.В. - ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением администрации Советского района г.Красноярска N от ДД.ММ.ГГГГ г. Козлов Д.Н. определен в детское государственное учреждение на государственное обеспечение.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ г. в ЕГРП отсутствует информация о правах Самойлова (Козлова Д.Н.) на объекты недвижимости.
В соответствии со свидетельствами N и N о регистрации по месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. истец был зарегистрирован по месту пребывания по "адрес"
Согласно информации из ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю истец в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. истец неоднократно привлекался к уголовной ответственности, отбывал наказание в местах лишения свободы.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 21 июля 2015 г. удовлетворены исковые требования Козлова Д.Н. о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 ноября 2015 г. решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 июля 2015 г. отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Козлова Д.Н.
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N, ДД.ММ.ГГГГ г. Самойлов (Козлов Д.Н.) обратился в администрацию Свердловского района г. Красноярска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ г. администрация Свердловского района г. Красноярска заявление направила в Министерство образования Красноярского края.
По результатам рассмотрения заявления Самойлова (Козлова) Д.Н. Министерством образования Красноярского края был дан ответ об отказе во включении в список детей-сирот, в связи с нарушением установленного порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно данным администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ г, истец не обращался в администрацию Советского района в г. Красноярске с заявлением о включении в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Разрешая спор и отказывая Самойлову Д.Н. в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на предоставление жилого помещения при условии соблюдения процедуры постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении им жилых помещений, а именно обращение с заявлением, поданным в письменной форме, в органы исполнительной власти до достижения указанными лицами возраста 23 лет; до указанного времени истец с таким требованиям в уполномоченный орган не обращался, о своем желании воспользоваться мерами государственной поддержки в виде обеспечения жилым помещением в установленном порядке также не заявил и доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397, в список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. или после ДД.ММ.ГГГГ г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
Как следует из материалов дела Самойлов (Козлов) Д.Н. обратился с заявлением о постановке на учет в ДД.ММ.ГГГГ, по достижении 35-летнего возраста. При этом материалы дела не содержат сведений об уважительности причин его не обращения в уполномоченный орган с заявлением до достижения 23 лет.
Вывод судов о том, что отбывание наказание за совершение уголовно наказуемых деяний, нахождение в местах лишения свободы не может расцениваться в качестве уважительной причины, препятствующей Самойлову Д.Н. своевременно обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализовать свое право на обеспечение жилым помещением.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка уважительности пропуска истцом срока на обращение за постановкой на учет, являются несостоятельными. Выводы судов мотивированы, в том числе в указанной части, требованиям действующего материального и процессуального закона не противоречат.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 15 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Самойлова (Козлова) Д.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.