Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гусева Д.А, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-500/2021 (УИД 54RS0018-01-2021-000015-61) по иску Романенко Анатолия Гавриловича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Романенко Анатолий Гаврилович (далее - Романенко А.Г, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное), ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 3 декабря 2020 г. N 716260/20 Романенко А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием документов подтверждающих требуемый стаж на соответствующих видах работ.
Ответчиком не приняты к зачету периоды работы Романенко А.Г.: с 6 декабря 1980 г. по 13 ноября 1981 г. - 11 месяцев 7 дней (ставильщик - выборщик изделий из печи в цехе обжига на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 8 февраля 1984 г. по 2 октября 1988 г. - 4 года 7 месяцев 22 дня (ставильщик - выборщик в обжиговое на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 1 ноября 1994 г. по 6 декабря 1995 г. - 1 год 1 месяц 6 дней (слесарь - ремонтник 4 разряда цеха ССИ на "Новосибирском заводе керамических изделий"), а всего ответчиком не засчитано 6 лет 8 месяцев 4 дня.
Романенко А.Г. с решением пенсионного органа не согласен.
Романенко А.Г. просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 3 декабря 2020 г. N 716260/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включить периоды работы с 6 декабря 1980 г. по 13 ноября 1981 г. - 11 месяцев 7 дней (ставильщик - выборщик изделий из печи в цехе обжига на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 8 февраля 1984 г. по 2 октября 1988 г. - 4 года 7 месяцев 22 дня (ставильщик - выборщик в обжиговое на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 1 ноября 1994 г. по 6 декабря 1995 г. - 1 год 1 месяц 6 дней (слесарь - ремонтник 4 разряда цеха ССИ на "Новосибирском заводе керамических изделий") в стаж на соответствующих видах работ; возложить на ответчика обязанность назначить Романенко А.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 28 октября 2020 г.; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 5 700 рублей.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2021 г. исковые требования Романенко А.Г. удовлетворены частично. Решение УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 3 декабря 2020 г. N 716260/20 об отказе Романенко А.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным. На УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) возложена обязанность включить Романенко А.Г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы с 6 декабря 1980 г. по 13 ноября 1981 г. - 11 месяцев 7 дней (ставильщик - выборщик изделий из печи в цехе обжига на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 8 февраля 1984 г. по 2 октября 1988 г. - 4 года 7 месяцев 22 дня (ставильщик - выборщик в обжиговое на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 1 ноября 1994 г. по 6 декабря 1995 г. - 1 год 1 месяц 6 дней (слесарь - ремонтник 4 разряда цеха ССИ на "Новосибирском заводе керамических изделий"), а всего 6 лет 8 месяцев 4 дня. На УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) возложена обязанность назначить Романенко А.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 октября 2020 г. С УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) в пользу Романенко А.Г. взысканы расходы на оплату юридических услуг за составление искового заявления в размере 4 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, всего - 4 300 руб.
Определением Искитимского районного суда Новосибирской области от 6 июля 2021 г. произведена замена ответчика по делу с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОПФР по Новосибирской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2021 г. решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОПФР по Новосибирской области просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 3 декабря 2020 г. N 716260/20 Романенко А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием документов подтверждающих требуемый стаж на соответствующих видах работ.
Ответчиком не приняты к зачету периоды работы Романенко А.Г.: с 6 декабря 1980 г. по 13 ноября 1981 г. - 11 месяцев 7 дней (ставильщик - выборщик изделий из печи в цехе обжига на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 8 февраля 1984 г. по 2 октября 1988 г. - 4 года 7 месяцев 22 дня (ставильщик - выборщик в обжиговое на "Новосибирском заводе керамических изделий"); с 1 ноября 1994 г. по 6 декабря 1995 г. - 1 год 1 месяц 6 дней (слесарь - ремонтник 4 разряда цеха ССИ на "Новосибирском заводе керамических изделий"), а всего ответчиком не засчитано 6 лет 8 месяцев 4 дня.
Согласно трудовой книжке Романенко А.Г, 6 декабря 1980 г. Романенко А.Г. принят в Новосибирский завод керамических изделий на должность ставильщика-выборщика изделий из печи, откуда уволен 13 ноября 1981 г. 8 февраля 1984 г. вновь принят в Новосибирский завод керамических изделий в обжиговое ставильщиком-выборщиком 5 ж.в.р, 1 октября 1988 г. присвоен 4 разряд ставильщика-выборщика. 1 ноября 1994 г. переведен слесарем-ремонтником 4 разряда в цех ССИ, откуда уволен 6 декабря 1995 г. по собственному желанию.
Из представленной архивной справки Отдела архивной службы администрации Черепановского района Новосибирской области следует, что по книгам приказов по личному составу Новосибирского завода керамических изделий значится Приказ от 14 февраля 1984 г. N 26-к: Романенко А.Г. принять временно 8 февраля 1984 г. в обжиговое отделение ставильщиком выборщиком 5 т.в.р, приказом от 20 сентября 1988 г. N 52-к ставильщику-выборщику ССИ Романенко А.Г. предоставлен отпуск для участия в лабораторно-экзаменационной сессии.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в связи с тяжелыми условиями труда, в связи с чем, возложил обязанность на ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия но старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В разделе XVIII "Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 поименованы "ставильщики - выборщики изделий из печей" (позиция 2190203а-18764).
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XVIII "Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 имеют слесари-ремонтники, занятые на ремонте оборудования основного производства (2190203а-18559).
Порядок подтверждения страхового стажа регламентирован статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В силу статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж представляет учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом согласно письму Пенсионного Фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Подтверждение постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня до 1 января 1992 г. не требовалось.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периодов работы, учитываемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Согласно пункту 3 Порядка, подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 66 Трудового Кодекса Российской Федерации, пунктом 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, а также ранее действовавшими нормативными правовыми актами (статья 39 КЗоТ Российской Федерации; пункт 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 N 555; пункт 1.1 Положения о порядке подтверждения специального стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190), трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N 162, действовавшей в спорные периоды трудовой деятельности истца, записи о наименовании работы, профессии, на которую принят работник, должны были производиться для рабочих в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС работ и профессий рабочих).
Суд первой инстанции, оценив наименование отделения "обжиговое", исходя из утвержденного в Новосибирском заводе керамических изделий технологического процесса, согласно которому обжиг готовых фаянсовых изделий производится в туннельной печи открытого пламени, исходя из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 45, разделы: "Общие профессии производства керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий"; "Производство изделий строительной керамики"; "Производство электрокерамических изделий"; "Производство фарфоровых и фаянсовых изделий"), утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 23 июля 1984 г. N 218/14-5 (позиции 81083), в котором определен характер работ ставильщика-выборщика изделий из печей, пришел к обоснованному выводу о том, что работа в период с 6 декабря 1980 г. по 13 ноября 1981 г, с 8 февраля 1984 г. по 2 октября 1988 г. выполнялась истцом в тяжелых условиях, предусмотренных в разделе XVIII "Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 поименованы "ставильщики - выборщики изделий из печей" (позиция 2190203а-18764).
Поскольку в указанный период до 1992 г. не требовалось установление выполнения работы полный рабочий день, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что данные периоды с 6 декабря 1980 г. по 13 ноября 1981 г, с 8 февраля 1984 г. по 2 октября 1988 г. подлежат включению в специальный стаж истца.
Доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Также суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периоды работы с 1 ноября 1994 г. по 6 декабря 1995 г. - 1 год 1 месяц 6 дней в должности слесаря - ремонтника 4 разряда цеха ССИ на Новосибирском заводе керамических изделий.
Установив, что основным видом деятельности Новосибирского завода керамических изделий являлось изготовление санитарных керамических изделий, в котором имелся цех санитарно-строительных изделий (цех ССИ), где работал истец в должности слесаря-ремонтника, в его функциональные обязанности входило ремонт и обслуживание насосов, подающих глазурь и шликер на заливку, чистка бассейнов и труб, насосы находились в основном цехе в литейном отделении, исходя из специфики производства Новосибирского завода керамических изделий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, литейный цех, в котором Романенко А.Г. работал в должности слесаря-ремонтника, относился к основному, а потому сделал правомерный вывод о том, что истец был занят на ремонте оборудования основного производства.
Установив, что специальный стаж Романенко А.Г, с учетом уменьшения возраста, составил 7 лет 6 месяцев, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения УПФР в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 3 декабря 2020 г. N 716260/20 и возложении обязанности на пенсионный орган назначить Романенко А.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 октября 2020 г.
Довод жалобы о незаконности решения суда о назначении пенсии со дня обращения, поскольку на день обращения не было установлено наличие у истца права на назначение данной пенсии, является ошибочным. Признав незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, суд первой инстанции правомерно восстановил нарушенное ответчиком право истца на назначение пенсии с момента обращения за ее назначением (но не ранее возникновения права на назначение данной пенсии).
Принимая во внимание установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении спорных периодов работы Романенко А.Г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности на пенсионный орган назначить Романенко А.Г. досрочную страховую пенсию по старости верными, поскольку данные выводы основаны на правильном применении норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, фактически направлены на переоценку и иное толкование доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Между тем, суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и им в апелляционном определении дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.