Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-480/2021 (УИД 26OS0000-04-2021-000075-52) по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "РусГидро" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя административного истца Макеевой Е.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
публичное акционерное общество "РусГидро" (далее - ПАО "РусГидро") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанных земельных участков. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, установленную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "ЛАИР" (далее - ООО "ЛАИР") в отчете об оценке от 13 октября 2020 г. N Н-33851/20, что нарушает права административного истца, являющегося плательщиком арендной платы за пользование земельными участками, размер которой исчисляется на основании их кадастровой стоимости.
Определением Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2021 г. производство по административному делу в части оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в данной части.
Решением Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2021 г. заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 40098000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 10414000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 9789000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 57170000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 16739000 рублей; суд взыскал с публичного акционерного общества "РусГидро" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЗемЭксперт" стоимость проведенной по делу судебной оценочной экспертизы в размере 240000 рублей; дата подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков установлена 25 декабря 2020 г.
Не согласившись с решением суда, представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае подал на него апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной отличается от ранее установленной по результатам государственной кадастровой оценки более чем на 30 %, что выходит за пределы законно обусловленных нормальных отклонений, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку влечет снижение размера арендных платежей.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150, части 4 статьи 247, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец на основании договоров аренды земельных участков от 23 декабря 2006 г. N 202, от 15 мая 2015 г. N 620, от 5 декабря 2018 г. N 840, заключенных с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 445355 +/- 667 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: под объекты энергетики, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 117007 +/- 597 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: под объекты энергетики, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 109993 +/- 580 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: под объекты энергетики, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 642362 +/- 281 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения канала, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 188078 +/- 152 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения ГЭС-3.ОРУ-110 кВ. холостого водосброса и напорных трубопроводов ГЭС-3, расположенного по адресу: "адрес".
Исходя из расчетов арендной платы, являющихся приложениями к указанным договорам аренды, расчет арендной платы за пользование земельными участками осуществляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2019 г. и утверждена приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 68932046, 9 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 67280995, 88 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 19699289, 72 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 13431245, 23 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 14287724, 77 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 г.
Принимая во внимание, что ПАО "РусГидро" является арендатором земельных участков, результаты определения их кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика арендной платы в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности)).
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая размер кадастровой стоимости земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке от 13 октября 2020 г. N Н-33851/20, выполненный оценщиком ООО "ЛАИР", из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2019 г. составила:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 31174850 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 44965340 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 13165460 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 7699510 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 8190490 рублей.
Исследовав отчет об оценке земельных участков, в связи с возникшими сомнениями в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов недвижимости, суд первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначил судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "ЗемЭксперт" (далее - ООО "ЗемЭксперт") К.
Согласно заключению эксперта ООО "ЗемЭксперт" К. от 12 апреля 2021 г. N 10/2021-Э (далее также - заключение эксперта) рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2019 г. составила:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 48098000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 57170000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 16739000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 9789000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 10414000 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта ООО "ЗемЭксперт" К. от 12 апреля 2021 г. N 10/2021-Э.
Отчет об оценке судом обоснованно не принят в качестве допустимого доказательства, объективно подтверждающего размер рыночной стоимости земельных участков. Содержащиеся в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости земельных участков опровергнуты заключением судебной оценочной экспертизы от 12 апреля 2021 г. N 10/2021-Э, в соответствии с которым административным истцом уточнены заявленные требования.
Кроме того, данный отчет об оценке являлся предметом проверки комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края, решениями которой от 22 декабря 2020 г. отклонены заявления административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости в связи с несоответствием отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Экспертное заключение от 12 апреля 2021 г. N 10/2021-Э получило должную оценку суда, по результатам которой суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется, с приведением тому в обжалуемом решении убедительных мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Проанализировав заключение судебной экспертизы от 12 апреля 2021 г. N 10/2021-Э в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, и соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положенное в основу выводов суда о рыночной стоимости земельных участков заключение эксперта отвечает требованиям, предусмотренным как КАС РФ, так и Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в силу которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7), проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме и дает заключение, основанное на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
В соответствии со статьей 25 того же Федерального закона в заключении эксперта отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Данное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости земельных участков на дату определения оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости земельных участков с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Из экспертного заключения следует, что в распоряжении эксперта предоставлен весь объем необходимой информации обо всех существенных для расчета рыночной стоимости факторах и параметрах объектов оценки, оснований полагать, что экспертом искажены ценообразующие характеристики, не имеется. Экспертом описан объем доступных рыночных данных об объектах-аналогах, произведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск, установив кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании заключения эксперта от 12 апреля 2021 г. N 10/2021-Э.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат положений, при которых установленное в ходе рассмотрения дела отклонение рыночной стоимости земельных участков от кадастровой на 30% и более, может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для изменения или отмены решения суда, которые судом апелляционной инстанции также не установлены.
Вместе с тем, резолютивная часть решения суда подлежит уточнению в части даты обращения административного истца с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Материалами административного дела подтверждено, что административный истец предварительно обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при министерстве имущественных отношений Ставропольского края, с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Из решения названной комиссии от 22 декабря 2020 г. N 157 следует, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N поступило на рассмотрение 3 декабря 2020 г.; из решений от 22 декабря 2020 г. N 156, N 161, N 162, N 163 следует, что заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N поступили на рассмотрение 16 декабря 2020 г.
Таким образом, датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N следует считать 3 декабря 2020 г, а земельных участков с кадастровыми номерами N - 16 декабря 2020 г.
Допущенная судом первой инстанции в резолютивной части обжалуемого решения суда описка в размере установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами N подлежит исправлению судом в соответствии со статьей 184 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае - без удовлетворения.
Уточнить в резолютивной части решение суда, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N считать 3 декабря 2020 г, земельных участков с кадастровыми номерами N - 16 декабря 2020 г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.