Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Солдатовой С.В., Печуриной Ю.А., при ведении протокола помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1491/2021 по апелляционной жалобе административного истца Монастырного Владимира Ивановича
на решение Краснодарского краевого суда от 27 сентября 2021 г, вынесенного по административному иску Монастырного Владимира Ивановича о признании нормативного акта не действующим в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Монастырный В.И. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим со дня принятия решение городской Думы Краснодара от 02 сентября 2020 года N 100 п. 1 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к зоне озелененных территорий общего пользования.
В основание заявленных требований ссылается на то, что установление функциональной зоны озелененных территорий общего пользования нарушает права административного истца, поскольку не позволяет использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 сентября 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны основаниям административного иска. Настаивает на недопустимости нарушения прав собственника при принятии нового генерального плана.
Прокуратурой Краснодарского края на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых, полагая решение законным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, просят судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков Городской думы Краснодара Насонов В.В, Администрации муниципального образования города Краснодар Скиба Н.С. возражали в удовлетворении доводы апелляционной жалобы.
Административный истец и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В заключении прокурор Калиниченко А.В. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия оснований к отмене решения суда либо его изменению не находит.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 24, пунктом 6 части 2 статьи 25 Устава муниципального образования г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года N 11 п. 6 (далее по тексту - Устав), городская Дума Краснодара является представительным органом муниципального образования, и к ее полномочиям относится, в том числе, утверждение генерального плана муниципального образования г. Краснодар.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры, в надлежащей форме, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
Пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ установлено, что функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Таким образом, установление в генеральном плане функциональной зоны для объектов местного значения соответствует положениям пункта 1 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 28 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
В соответствии частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Как указано в части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Решением городской Думы Краснодара от 22 марта 2007 года N 21 п. 1 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Краснодар" утвержден порядок проведения общественных обсуждений.
2 сентября 2020 года Городской Думой Краснодара принято решение N 100 п. 1 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар".
Проект генерального плана муниципального образования город Краснодар в целях соблюдения порядка его утверждения Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.06.2020г. N 2307 опубликован 19.06.2020г. https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnve-pravovye- akty/ofitsialnoe-opublikovanie-normativnykh-pravovykh-aktov/document- 19062020231422.html, и был вынесен на общественные обсуждения, которые проходили в каждом населенном пункте.
Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования Краснодар рассматривались внесенные на общественных обсуждениях предложения и замечания, результаты поддержки или отклонения которых содержались в заключении и протоколе общественных обсуждений. Общественные обсуждения завершились опубликованием заключения о результатах общественных обсуждений 31.08.2020г. в официальном источнике опубликования нормативных актов городской Думы Краснодара - на Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.
В целях соблюдения установленного статьёй 25 Градостроительного кодекса РФ порядка согласования также были получены положительные заключения Министерства экономического развития РФ от 24.07.2020г. N 23830-ОТ/Д27 и администрации Краснодарского края от 25.06.2020г. N 869 в части вопросов, относящихся к компетенции указанных органов.
Таким образом, заинтересованным лицам была дана возможность высказать свою позицию по проекту оспариваемого нормативного правового акта в период с 6 июля 2020 г. по 25 августа 2020 г.
В дальнейшем, все предложения, поступившие в период проведения общественных обсуждений, внесены в протокол и рассмотрены на заседании комиссии в период с 10 августа 2020 г. по 25 августа 2020 г. (протокол N 8).
В частности, материалами административного дела подтверждено, что в период общественных обсуждений в отношении земельного участка с кадастровым номером N поступили предложения о сохранении столетних дубов, расположенных на нем, и переводе указанной зоны в зону зеленых территорий общего пользования, не допустив вырубку зеленых насаждений (том 1 л.д. 69).
Указанные предложение были предложены к принятию.
Как следует из материалов дела, административный истец является сособственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1158+/-11, 91 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м), расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N имеет ограничения в использовании, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ, отнесен к зонам с особыми условиями использования территорий - охранным зонам электросетевого хозяйства.
Административным истцом заявлены требования о признании недействующим генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02 сентября 2020 года N 100 п. 1 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса).
Согласно Сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, представленным департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (от 21.11.2020г. N 29/14430-1), в соответствии со сведениями функционального зонирования из генерального плана МО г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы г. Краснодара от 02.09.2020г. N 100 (в редакции решения городской Думы Краснодара от 08.10.2020г. N 2 п. 5, с изменением, внесенным решением городской Думы Краснодара от 22.10.2020г. N 3 п. 5), земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). В границах земельного участка зоны планируемых к размещению и реконструкции объектов местного значения не предусмотрены.
Согласно информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 27.08.2021г. N 14218/29, в соответствии с V разделом ГИСОГД - градостроительное зонирование, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах территориальной зоны: Р-1. Зона зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).
Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (далее - ГИСОГД) в границах рассматриваемого земельного участка документация по планировке территории в ГИСОГД отсутствует.
До принятия оспариваемого акта, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 N 25 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности административному истцу, располагался в зоне рекреационного назначения, частично не зонирован.
Суд правильно отверг доводы административного истца о нарушении прав собственника изменением функциональной зоны, в которой расположен земельный участок, указав, что изменение функциональной зоны происходит в рамках процедуры определения стратегии градостроительного планирования, которое должно обеспечить не только права и законные интересы собственников и обладателей прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы по долгосрочному развитию муниципального образования. Такой вывод полностью согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ, сложившейся судебной практикой.
Административным истцом не представлены доказательства нарушения своих прав с принятием Генерального плана Краснодара.
Необходимо отметить, что в сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Генеральный план не всегда учитывает фактическое землепользование, а направлен на устойчивое развитие муниципального образования.
Доводы, приведенные административным истцом в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Монастырного Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.