Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2022 г. по делу N 16-113/2022-
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Побережного Р.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 судебного района "Индустриальный район г. Хабаровска" Хабаровского края от 30 августа 2021 года и решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 октября 2021 года в отношении Побережного Романа Максимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 судебного района "Индустриальный район г. Хабаровска" Хабаровского края от 30 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 октября 2021 года, должностное лицо - председатель товарищества собственников жилья "Трубный" (далее - ТСЖ "Трубный") Побережный Р.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Побережный Р.М. просит отменить судебные акты, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требованиями статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу статьи 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Материалами дела установлено, что 8 июля 2020 года должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району города Хабаровска выдано предписание N74/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, допущенных ТСЖ "Трубный" в срок до 1 июня 2021 года. Согласно выданному предписанию необходимо в многоквартирном доме по адресу: город Хабаровск, переулок Трубный, 10 освободить площадки лестничных клеток подъездов 1-4 многоквартирного дома от устроенных кладовых, металлических решеток с дверями.
Неисполнение ТСЖ "Трубный" законного предписания органа государственного пожарного надзора повлекло привлечение председателя правления указанного товарищества к административной ответственности за совершение 2 июня 2021 года административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Законность выданного должностным лицом органа пожарного надзора предписания была предметом проверки и оценена судьями применительно к положениям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2021 года N 390, действующим на момент выдачи предписания (пункт 23 подпункт "к"). При этом по делу верно установлено, что взамен утративших действие с 1 января 2021 года принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 Правилами противопожарного режима в Российской Федерации сохранен запрет на обустройство в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовых и других подсобных помещений, а также на хранение под лестничными маршами и на лестничных площадках вещей, мебели и других горючих материалов.
СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171 (утратил силу в связи с введением в действие приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 94 нового СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"), запрещает в объеме лестничных клеток встраивать помещения любого назначения кроме помещения охраны (п.4.4.4.). Положениями нового СП 1.13130 указанные запреты сохранены.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что должностным лицом органа государственного надзора было выдано законное предписание, однако товарищество собственников жилья не приняло всех необходимых мер для его выполнения.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, что привело к неисполнению возглавляемым Побережным Р.М. юридическим лицом законно выданного предписания органа федерального пожарного надзора.
Таким образом, действия председателя правления ТСЖ "Трубный" Побережного Р.М. квалифицированы по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Выполнение предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, исходя из конституционных принципов неотвратимости ответственности, обязывает суд учитывать установленные частью статьей 4.5 данного Кодекса положения.
Порядок и срок давности привлечения Побережного Р.М. соблюдены.
Довод жалобы о том, что ранее за подобное нарушение председатель правления ТСЖ "Трубный" Побережный Р.М. привлекался к административной ответственности на основании постановления мирового судьи судебного участка N 10 Индустриального района города Хабаровска Хабаровского края от 15 декабря 2010 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, о незаконности принятых по делу решений не свидетельствует.
Основанием для привлечения Побережного Р.М. к административной ответственности в соответствии указанным выше постановлением мирового судьи явилось неисполнение предписания должностного лица государственного пожарного надзора, выданного 2 июля 2010 года N 275/227 со сроком исполнения до 9 ноября 2010 года. Между тем событие административного правонарушения по настоящему делу, имевшего место 2 июня 2021 года, состоит в невыполнении иного законно выданного должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, предписания, а именно: N74/1/1 от 8 июля 2020 года со сроком исполнения до 1 июня 2021 года.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, установленный частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ принцип административного наказания о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, по настоящему делу не нарушен.
Административное наказание назначено председателю правления ТСЖ "Трубный" Побережному Р.М. в минимальном размере, предусмотренном для должностных лиц санкцией части 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 судебного района "Индустриальный район г. Хабаровска" Хабаровского края от 30 августа 2021 года и решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 октября 2021 года в отношении Побережного Романа Максимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Побережного Р.М. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.